[ Пусть стреляют в матерей? ]

Руководители Национального антитеррористического комитета России (НАК) и УФСБ РФ по Дагестану неожиданно решили быть ближе к журналистам. 28 августа в ГУ «Президент-комплекс» в Махачкале состоялась пресс-конференция главы аппарата НАК Евгения Потапова и начальника УФСБ по РД Андрея Конина. Поводом для выхода к прессе послужили итоги контртеррористической операции в Дербенте, проведённой 26 августа.

Андрей Конин (на фото слева)восстановил краткую хронологию происшедших событий. Так, в 15:45 трое боевиков на угнанной ими же автомашине ВАЗ-21099 подъехали к зданию местного УФСБ и обстреляли его из автоматического оружия.

Затем попытались скрыться, но их начал преследовать наряд полиции на УАЗе. Началась погоня. В городе объявили план «Вулкан-3». На пересечении Крупской и Гаджиева автомобили сблизились. Из «девяностодевятки» последовала короткая автоматная очередь, в ответ полицейские произвели несколько выстрелов и смертельно ранили одного из нападавших. Двое оставшихся в живых боевиков бросили машину с убитым товарищем и забежали в дом №13 по улице М. Гаджиева. Микрорайон вскоре оцепили. Решением оперативного штаба НАК тут был введён режим контртеррористической операции (КТО). Начался долгий переговорный процесс. Как отметил начальник УФСБ, спецслужбы с самого начала попытались минимизировать жертвы с обеих сторон. «Штурм дома не вёлся. Более того, по зданию не было произведено ни одного выстрела. В результате продолжительных переговоров удалось убедить сначала одного, потом второго бандита сдаться», – заверил Конин.

Евгений Потапов (на фото справа) разъяснил приоритетную методику действий спецслужб в республике.

«В 2010 году мы докладывали президенту России о том, что практически в два раза снизилась террористическая активность в Ингушетии и в Чеченской Республике. Это стало возможным благодаря сочетанию силовых и именно профилактических мер, которые дают положительные результаты. Хочу заверить вас, что этот процесс идёт и в Дагестане. Может быть, его динамика не столь значима, как в вышеназванных республиках, но у нас нет никакого сомнения, что перелом настанет, и молодые ребята вернутся из леса. Во взаимодействии с руководством республики, с главами районных, городских администраций, представителями общественности мы достигнем этих результатов», – отметил генерал-майор.

Первоначально спецслужбы полагали, что в доме заблокированы уроженцы села Геджух – Нариман Баширов и Темирлан Амиров. Оба в апреле этого года ушли в лес и находятся в федеральном розыске. Брат Наримана, Мехтибек Баширов убит в ходе спецоперации 24 июля в Дагестанских Огнях.

 

КТО без боя и бойни

 

К месту проведения КТО были приглашены матери Наримана и Темирлана – Мукафат Баширова и Зарема Амирова. Обе женщины уже обращались в комиссию по адаптации бывших боевиков с просьбой содействовать возвращению сыновей из леса. И даже приняли участие на заседании 9 августа. В общем, в какой-то мере они были знакомы с методами работы комиссии. Возможно, им были даны и определённые гарантии того, что спецслужбы приложат максимум усилий, чтобы вернуть живыми их детей. Так или иначе, будучи уверенными, что в доме их дети, женщины активно приступили к переговорам. Однако вскоре выяснилось, что Наримана и Темирлана там нет. Но женщины не ушли и совместно со специальным переговорщиком-феэсбэшником продолжили уговаривать ребят.

В итоге им удалось убедить одного сдаться, а спустя несколько часов – и второго боевика. Ими оказались Фарид Тахмезов и молодой человек по имени Заур (фамилия уточняется). Они по очереди вышли из дома. У каждого в руках рюкзак с оружием и боеприпасами. На этом КТО был завершён.

Однако наш спецкор в Дербенте поставил под сомнение заявление спецслужб, что по дому не было произведено ни одного выстрела. На самом деле, по нему стреляли. Об этом свидетельствуют следы многочисленных пулевых отверстий на стене, разбитые двери и окна, а внутри дома – простреленная бытовая техника и мебель (см. фото).

Собеседник в ОВД по городу Дербенту сообщил корреспонденту «ЧК», что эти трое из той группировки, что участвовала в боестолкновении 25 августа близ селения Митаги, Дербентского района. Об этом свидетельствует и место (зона Сухой балки, располагается ниже названного села и вплотную подходит к федеральной автотрассе «Кавказ»), где они завладели автомашиной ВАЗ-21099. Но как им удалось прорвать кольцо оцепления подразделений МВД и Внутренних войск, где были применены в том числе и силы штурмовой авиации, источник не пояснил. Побывал корреспондент «ЧК» и в доме, где скрывались боевики.

«Я была на кухне, готовила ужин и услышала автоматную очередь где-то на конце улицы, но значения этому не придала, – вспоминает Лейла Абакарова, родственница хозяев дома.– Я заметила, как кто-то открыл калитку и вошёл во двор. Это были двое молодых ребят с автоматами, совсем ещё дети, лет по 18–20. Они сказали, что нас не тронут, но оставаться здесь опасно. Я быстро взяла документы, и, когда мы с племянником выбегали, они нас предупредили, чтобы мы не выходили через ворота (можно попасть под обстрел), а ушли через огород. Так мы и сделали».

 

Комментарии «ЧК»

В конце пресс-конференции Мукафат Баширова и Зарема Амирова слегка озадачили обоих представителей спецслужб. «Мы вместе с матерями других ушедших в лес мальчиков соберёмся и пойдём за ними в лес. Пусть стреляют в нас. Но мы без них не уйдём из леса. У нас получится их вывести», – выговорила Баширова.

Безусловно, данная спецоперация необычна по двум причинам. Во-первых, силовики не пошли на штурм дома. Во-вторых, боевики предпочли, не вступая в бой, сдаться. Хотя они могли довольно долго отстреливаться. Только одних автоматных патронов у них было около 250 штук. Как будут складываться дальнейшие возможные контртеррористические операции против боевиков, сказать сложно. Даже если к переговорам будут активно подключать родственников. Ведь матери и отцы заблокированных в домах боевиков и ранее предпринимали попытки вывести своих детей. Но отнюдь не всегда это удавалось.

А три дня назад боевики поставили под сомнение уверенность силовых структур в относительном затишье в Чеченской республике. Три смертника подорвали себя в центре Грозного. 10 человек погибло, более 20 получили ранения. 

Номер газеты