[ Пуля от власти… или Путь к «арабской весне 2011» ]

Начало священного месяца Рамазан долгожданного мира и спокойствия в дома дагестанцев не принесло. 2 августа в посёлке Новый Хушет вспыхнул конфликт между местными жителями и главой посёлка Алибулатом Магомедовым. Он, утверждают очевидцы, под прикрытием группы друзей-автоматчиков открыл по людям огонь из пистолета.

Как рассказывает житель Нового Хушета Магомедрасул Ахмедов, в 9 часов утра на окраине посёлка появились незнакомые люди, начали проводить топографическую съёмку и разбивать территорию на отдельные участки. На вопрос людей, кто они такие и что тут делают, «землемеры» ответили, что они – представители администрации столицы. «Мы попросили их назвать имена и должности, но тут за них вступился Ашахана сын. (Алибулат Магомедов – глава администрации Нового Хушета. Сын бывшего начальника ЛОВД (т) Махачкалы Ашахана Магомедова. Прим. ред.) Вместе с ним на двух «приорах» без номеров приехали ещё какие-то ребята, его друзья. Когда мы начали спорить, эти ребята надели на лица маски, вышли с автоматами и начали стрелять в воздух», – говорит Ахмедов. В следующее мгновение Алибулат Магомедов, свидетельствуют очевидцы, начал нецензурно браниться, затем вытащил пистолет и открыл огонь по людям. Пуля попала в ногу одного из шести жителей. Вид крови не остановил чиновника: следующим движением руки, рукояткой пистолета он «въехал» по лицу брата раненого.

Прикрываясь от разгневанной толпы всё тем же шквальным автоматным огнём, глава посёлка с друзьями быстро сели в машины и скрылись в неизвестном направлении.

Через полчаса у здания местной администрации собралась разъярённая толпа (около 500 человек) местных жителей, в том числе и женщины. С разных сторон по окнам зданий администрации и поселкового отдела полиции полетели камни. Блюстители порядка – около 80 сотрудников ППС и СОГ Ленинского РОВД столицы – прибыли к месту событий через 20 минут. Новой кровавой развязки удалось избежать благодаря двум местным старожилам. Один сотрудник полиции, защищая вход в местный отдел ВД, начал стрелять из автомата поверх голов людей и, по словам людей, чуть не убил одну женщину. Сотрудники СОГа, отметим, вели себя спокойно и достойно, пытаясь лишь не допустить обострения ситуации.

И вновь диалог с очередным местным жителем. «Нас достали уже. Десять лет мучила нас Патимат (Патимат Хваджаева – бывший глава посёлка. – Прим. ред.), теперь этот бандит сюда пришёл. Мы хотим, чтоб все знали, чтоб и Амиров знал. Здесь один участок выделяют местному жителю, а десять участков продают чужим людям. Тут больше десяти лет люди в очереди стоят на участки. Теперь власть начала и стрелять по нам. Где жить, куда идти, что делать, революцию начинать?» – жёстко вопрошает хушетец Абдул.

Договорившись устроить в ближайшие дни массовые акции протеста и разобраться с Алибулатом Магомедовым, люди разошлись по домам.

Примечательно, что 80 % жителей Нового Хушета не знают ни имени, ни фамилии своего главы. Многие признаются, что вообще не видели его ни разу, хотя Магомедов (назначен мэром столицы Саидом Амировым в начале июня) работает уже почти два месяца. Глава Нового Хушета в случае подтверждения (доказательства) его вины (люди готовы представить следственным органам гильзы от стрелянных им патронов) подписал себе приговор не только по уголовно-процессуальному кодексу, но и по понятиям горской чести.

«Мы не будем мужчинами, если оставим его просто так», – резюмировали хушетцы.

На грани массовых волнений часть жителей и самой столицы. В редакцию обратилась группа жителей улицы Фадеева, что в 5-ом посёлке. Они утверждают, что уже 3 месяца живут без воды. Корреспонденты «ЧК» выяснили, что в начале весны некий «Комунсервис» проводил на улице Тимирязева ремонт водопровода. Новую трубу вроде проложили, но вода совсем исчезла в соседней улице. Оказалось, что она никуда не исчезла. «Нам сказали собрать по 10 тысяч рублей, и вода появится. Но мы отказались», – говорит один из жителей.

То, что произошло 2 августа в Новом Хушете – это не результат одного локального конфликта и уж тем более не случайный инцидент. Это следствие многолетней неоправданной и нездоровой земельной политики администрации как самого посёлка, так и Махачкалы. Кстати, Патимат Хваджаева «прогорела» именно на тех земельных участках, вокруг которых вспыхнул и нынешний конфликт. Впрочем, спрос и предложения в Хушете всегда соответствовали. Стоимость земельных участков (4, 5 сотки) здесь оценивается от 600 тысяч рублей до одного миллиона. Однако продавались участки хаотично: кому по бросовым ценам, а кому в втридорога. Хотя, согласно ст. 9 закона РД «О земле», именно органы местного самоуправления (главы) обязаны устанавливать правила землепользования и застройки территорий.

И дело не только в одном Хушете. Подобные кровавые, возможно и более жестокие конфликты в любое время могут вспыхнуть в каждом из 14 пригородов столицы. Ленинкент, Семендер, Красноармейское – лишь часть посёлков, которых систематически лихорадит из-за земельных конфликтов. Бурно и хаотично растущая столица буквально съела всю городскую землю. В недрах администрации Махачкалы недолго ломали голову в поисках только им нужного решения. Идеальный вариант нашёлся в виде территорий пригородных посёлков. Назначаемость глав поселковых администраций только усугубила положение. Жители пригородов практически лишились возможности хоть как-то контролировать деятельность своих глав – назначенцев Саида Амирова. Как раз в эти дни идёт судебный процесс по красноармейским землям (часть жителей посёлка против главы Абакара Курбанисмаилова). Личное распоряжение Саида Амирова о сносе незаконно построенных домов в Ленинкенте так и осталось пустым распоряжением. Группа сноса Кировской администрации грохотом бульдозеров прошлась по нескольким фундаментам, а дома в непосредственной близости от магистрального газопровода как стояли, так и стоят по сей день. А Аташа Казиева – бывшего главу посёлка Ленинкент (лично докладывал (фактически обманул) главе Кировской администрации столицы Ахмеду Нахаеву о полном исполнении амировского распоряжения) всё же «ушли» с поста главы. Но это не было поражением Казиева. Теперь он чиновник всё той же Кировской администрации Махачкалы. Подобные хушетским конфликты рано или поздно могут переполнить чащу терпения людей. Одним из вариантов их действий (наихудшим для власти) могут стать массовые акции протестов, такие как, например, прошедшие накануне парламентских выборов в Дагестане, в марте этого года. Хушетцы тогда вышли на центральную площадь Махачкалы с требованиями отставки Путина и Медведева (подробнее «ЧК» №9, 2011 г. – Прим.ред.). Если митинги с такими требованиями участятся, то это может вызвать раздражение и в Кремле. Тем более, с учётом президентских выборов 2012 г., это не лучшим образом отразится на репутации власти в республике. Именно тогда, когда президент и его окружение пытаются подтвердить реноме эффективных управленцев.

Чтобы такой сценарий развития событий не возник, администрация Махачкалы будет вынуждена либо самостоятельно вернуться в правовое русло при распределении земельных участков, либо глава республики будет вынужден отправить мэра в отставку в силу ст.71 ФЗ РФ «О местном самоуправлении»... В противном случае и до «арабской весны» 2011 года недалеко.  

Номер газеты