Пропущенный звонок

15 ноября судья Верховного суда Дагестана Магомед Магомедов отказал в удовлетворении апелляционной жалобы адвоката Аиды Касимовой  и оставил под стражей до января 2019 года жителя Махачкалы Гаджи Багирова, обвиняемого в публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности. 

Приверженца шиитского направления в исламе Гаджи Багирова заключили под стражу в Советском районном суде Махачкалы в июле, а 2 ноября ему продлили срок до января 2019 года по ходатайству следователя УФСБ Дагестана Аиды Абдулаевой.

По словам адвоката Аиды Касимовой, мнение следователя о необходимости держать Багирова под стражей строилось только на том, что обвиняемый может продолжить заниматься преступной деятельностью. Кроме того, он проигнорировал её звонки и проявил таким образом неуважение. Она утверждает, что на первой санкции не было даже результатов экспертизы по статье, которую Абдулаева посчитала экстремистской.

Родители пояснили, что сын ходил в шиитскую мечеть по ул. Оскара в Махачкале, создал и вёл сайт, посвящённый шиизму. «ФСБ проводили в мечети обыски, мониторили сайт и обнаружили три статьи из книги под названием «Имам Махди. Спаситель человечества» издательства «Исток». С января этого года Багирова неоднократно вызывали в органы ФСБ, он исправно являлся», – рассказала адвокат.

 В июле Гаджи Багиров пришёл к следователю Абдулаевой, которая попросила подписать отказ в возбуждении уголовного дела по ст. 280 УК РФ («Публичный призыв к осуществлению экстремистской деятельности») и признать свою вину.

Адвокат посоветовала своему доверителю не подписывать данный документ, так как в случае признания вины его в дальнейшем могут поставить на профилактический учёт со всеми вытекающими последствиями. Тем более в этой публикации, на её взгляд, не было ничего экстремистского.

Следователь Абдулаева ответила, что в таком случае 9 июля ему нужно явиться на допрос, но из-за поездки в Москву адвокат попросила перенести визит в УФСБ по РД на другую дату.

«9 июля у нас умерла родственница, мы всей семьёй отправились на соболезнование. Гаджи забыл дома телефон. Оказывается, в это время ему звонила Абдулаева. Когда мы вернулись, у дома нас встретили оперативники ФСБ, которые возмущались тем, что сын не отвечает на звонки. Когда узнали о причине, перенесли встречу на 10 июля. После того как он явился на допрос, сына задержали. Главная причина – пропущенные вызовы от следователя. Как она сама сказала, за это он будет наказан», – рассказала мать задержанного Женнет Багирова.

На этот раз Гаджи Багирову предъявляли другую статью из книги «Имам Махди. Спаситель человечества», опубликованную на сайте шиитской мечети в 2016 году.

Женнет Багирова уверена, что задержали сына только потому, что он не подписал согласие. Более того, по её словам, на продлении срока заключения под стражей 2 ноября следователь Аида Абдулаева требовала от него написать на листке бумаги, что он согласен с прекращением уголовного дела. Он отказался.

По словам адвоката, в настоящее время возбуждено ещё одно уголовное дело в отношение Багирова за статью, размещённую на сайте в 2012 году. Касимова пояснила, что уголовное дело было возбуждено преждевремено, без достаточных на то оснований, так как не было заключения специалиста, подтверждающего тот факт, что статья носит экстремистский характер и направлена на разжигание межрелигиозной розни. Экспертиза была проведена только после возбуждения уголовного дела.

Возможно, первое дело в УФСБ РФ по РД не могут прекратить из-за отсутствия состава преступления, так как придётся объяснять, почему публикация является экстремистской. Поэтому следователь Абдулаева хочет закрыть это дело из-за прошедших сроков исковой давности, но в этом случае нужно признание вины Багирова.

Аида Касимова отметила, что статьи на сайт были скопированы из книги, которая свободно продаётся в книжных магазинах, это незапрещённая литература и по ней обучаются студенты факультета религиоведения. Однако эксперт Следственного комитета России нашёл в публикации под названием «Спаситель человечества» предложение, которое призывает к осуществлению экстремистской деятельности: «Мы, мусульмане, ждём пришествия имама Махди».

«Эксперт это трактует так, что остальные – не мусульмане, не шииты, враги человечества, и таким образом это предложение вызывает пренебрежение к устоям немусульман. Я обратилась к независимому эксперту, к руководителю Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роману Лукину, который проводит экспертизы для ФСБ и других силовых структур. Он пришёл к выводу, что в этой статье нет экстремистских призывов, не преподнесена исключительность одной религии и не заявляется её превосходство над иными религиозными учениями», – добавила адвокат.

В экспертном заключении говорится, что публикация отражает шиитскую трактовку духовного учения о мессии, каким является Махди, он предстаёт, прежде всего, духовной сущностью, а не каким-то конкретным религиозным или политическим деятелем, на которого могли бы указать верующие.

Мать задержанного утверждает, что её не допускают к сыну, его помещают в спецблок, оказывают на него психологическое давление, а месяц назад к ним вновь приходили оперативники ФСБ с обысками.

Более того, силовики поработали с прихожанами мечети, которые неоднократно приходили домой к Багировым и советовали их сыну признать вину.

Адвокат считает необоснованным задержание Багирова ещё и потому, что предъявляемая ему ст. 280 УК РФ считается средней тяжести и наказывается принудительными работами либо лишением свободы на срок до пяти лет. Кроме того, с 21 сентября Генпрокуратура усилила надзор за выявлением и расследованием экстремистских преступлений  по ст. 282 и 280 УК РФ. Юрий Чайка требует принимать во внимание то, что факт размещения в Интернете изображения, аудио-, видеофайла, содержащего признаки возбуждении вражды, ненависти, унижения достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, происхождения, национальности, языка, религии, принадлежности к какой-либо социальной группе, при отсутствии иных признаков состава преступления, не является  основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Также в Генпрокуратуре считают,  что призывы к осуществлению экстремистской деятельности будут являться таковыми лишь при наличии цели побуждения других лиц к действиям экстремистского характера. ]§[

Номер газеты