От 1000 до 1300 представителей равнинных кумыкских джамаатов приняли 26 декабря участие в митинге в Карабудахкенте. Поводом послужила политика правительства республики, касающаяся земельного вопроса. А под удар митингующих попали многочисленные государственные унитарные предприятия (ГУП), расположенные в Карабудахкентском и Каякентском районах.
Собрался народ на площади, у здания райадминистрации. Выступавших было много, но мысль одна: ликвидировать ГУПы и вернуть землю местному населению. Обосновывали докладчики свои слова фактами. Представитель села Утамыш Арсланали Зайналбеков сказал, что после образования в своём селе ГУПа из 2 тысяч единиц автотехники осталось менее 200. «А они ещё смеют говорить, что созидаем», – возмущался он.
Все беды, по мнению собравшихся, исходят от руководителя комитета по виноградарству и регулированию алкогольного рынка Мухтара Халалмагомедова. «Это его политика. Но пусть и он, и другие знают: у нас есть ребята, которые готовы умереть за свою землю, также и готовы за неё убить, если придётся», – резюмировал член общественного совета села Уллубий-аул Надырсултан Абдурахманов.
Митинг завершился принятием резолюции. В ней – ясное предупреждение республиканским властям о скорейшем решении земельного вопроса.
В частности:
а) упразднить антинародную, антигосударственную, коррупционную систему ГУПов;
б) незамедлительно вернуть людям право собственности на землю, изъяв их у ГУПов.
В случае невыполнения своих требований собравшиеся пригрозили организовать 1 февраля следующего года многотысячный митинг в Махачкале перед Белым домом. Помимо этого, они намереваются бойкотировать предстоящие выборы президента страны.
Дело по-тёмному
В 1992 году на небосклоне дагестанского бизнеса появилась корпорация «Дагвино». В неё оказались включёнными Дербентский и Кизлярский коньячные заводы, Махачкалинский винзавод, Дербентский завод игристых вин, винсовхозы Буйнакского, Хасавюртовского, Каякентского, Дахадаевского, Карабудахкентского и прочих районов. Спустя время, претерпев ряд пертурбаций, ОАО стало зваться Комитетом «Дагвино». Обросло властными полномочиями и родственными связями. Это только способствовало продолжению дальнейшей экспансии бывшей социалистической собственности.
Благодаря рейдерским схемам совхозная собственность крестьян в конце 1990-х–начале 2000-х гг. стала государственной собственностью под патронажем начальствующего ведомства. На сегодня за комитетом при Правительстве РД числится не менее 20 виноградарских ГУПов, 8 из которых расположены на территории Каякентского района (абсолютный рекорд по количеству ГУПов). Фактически в Каякентском районе сохранились относительно большие массивы богарной земли для того, чтобы было целесообразным именно здесь организовать логистические центры по хранению, переработке и перевалке сельхозпродукции: овощей, фруктов, ягод. Аналогичные возможности в части наличия нераспределённых массивов земли есть, например, ещё у Дербентского района (возможно даже, что гораздо более привлекательные), так как и здесь обманули крестьян – не раздали им совхозы и колхозы по паям, а под шумок перестройки – реорганизовали достижения социализма в муниципальные унитарные предприятия.
Земля в иллюминаторе...
Для руководства республики, задачей-фикс которого является привлечение инвестиций, земля – находка. Естественно, под них можно привлечь и ресурсы. Недаром на совещании по вопросам развития Дагестана в Сочи в августе 2010 г. президент России Дмитрий Медведев выражал своё возмущение тем, что Минфин России отказывается брать в залог единственно ценное, что есть у Дагестана – его землю. А залог нужен для того, чтобы Правительство РФ предоставило в обмен на него гарантии инвесторам, которые придут в регион. Намотав на ус пожелания Медведева, дагестанские министры принялись подыскивать пригодные к залогу земли. Ими как нельзя кстати оказались сады Каякентского и Карабудахкентского районов. При этом Магомедсалам Магомедов уже ранее предупреждал вероятный саботаж со стороны глав муниципалитетов на его инвестиционные инициативы.
Однако трудно представить, как тем же главам Каякентского и Карабудахкентского районов удастся реализовывать (давать ускорение) республиканские инвестпроекты при нынешнем противодействии населения. И удастся ли вообще?..
...видна
Между тем то, что институт ГУПов и МУПов болен, осознают и в правительстве республики. В минувшую пятницу премьер Магомед Абдуллаев созвал членов правительства на совещание, одним из положений которого был вопрос «О совершенствовании управления и оптимизации численности государственных унитарных предприятий». Почти все участники совещания были за то, чтобы вовсе ликвидировать предприятие «Дагвино» из-за нерентабельности. А премьер, долгое время отсутствовавший в республике, вообще обрушился с критикой в адрес нерадивых руководителей со словами: «Нельзя позволить разбазаривать государственное имущество».
А чуть менее месяца назад вице-премьер Мурат Шихсаидов так же собирал своих коллег для обсуждения ситуации вокруг ГУПов и МУПов. Возможно и странно было многим слышать подобное от Мурата Шихсаидовича, но он тогда заявил, что ГУПы в большинстве своём вышли из-под контроля государства. Однако это, скорее всего, не означает, что позиции премьер-министра и его заместителя столь уж непоколебимы. Наверняка в структурах и кабинетах Белого дома найдутся силы и средства, противодействующие ликвидации ГУПо-МУПизированной начинки муниципалитетов.
Во-первых, смерть ГУПов и МУПов может означать иссякание государственных субвенций.
Во-вторых, предприятия-то эти базируются на ЗЕМЛЕ, с которой чиновники, в сговоре с муниципалами, вряд ли захотят расстаться.
А расстаться с землёй рано или поздно им, видимо, придётся. Иначе себе дороже. 27 декабря группа жителей села Агачаул провела у федеральной трассы митинг протеста против изъятия части сельских земель отгонного животноводства, как они утверждают, в пользу Махачкалы.
В мае 2008 года министерство имущественных и земельных отношений республики издало распоряжение № 137, согласно которому из агачаульских земель «откушено» было 170 гектаров. При этом документ принимался закулисно, без согласия местных жителей. Теперь же люди намерены отстоять бывшие свои наделы. Любыми путями. Если в ближайшее время данное распоряжение не будет отменено, то жители намереваются устроить массовую акцию протеста у стен столичной мэрии…