Постановочная присяга?

Четверо жителей Буйнакска, задержанные в октябре прошлого года, заявили, что их пытали током, добиваясь признания в создании НВФ, а также принудили на камеру присягнуть к запрещённой в России террористической организации «Исламское государство».

Напомним, Самат Татарханов, Али Рамазанов, Даниял Загиров и Рамазан Закарьяев (двое из них были несовершеннолетними – «ЧК») пропали 18 и 19 октября 2018 года. Только через 2 дня полицейские подтвердили родственникам, что они находятся в отделе, а задержаны были в лесу, в окрестностях села Манасаул, с оружием.

В правозащитном центре «Мемориал», куда обратились родители задержанных за помощью, описали подробную версию следствия. Об этой же версии следствия сообщал «ЧК» в материале «Нервный срыв» (№43 от 2.11.2018 г.). Так, в 2015 году Закарьяев в возрасте 15 лет познакомился в соцсетях с неким Ибрагимом. Он признался подростку, что находится в Сирии и поможет совершить хиджру (переселение) для ведения «джихада», но для начала Закарьяев приедет на Украину для обучения минно-подрывному делу, обращению с оружием и дронами.

В «Мемориале» сообщили, что, по версии следствия, Закарьяев убедил двоюродного брата Татарханова и друзей, Загирова и Рамазанова, ехать с ним, но им нужно было дождаться, пока на Украину приедут трое дагестанцев: Назир Сиражудинов, Меджид Магомедов и Артур Фархиулин. Перед этим Сиражудинов привёз Закарьяеву и его товарищам сумку с оружием, которую те закопали в лесу рядом с Манасаулом для подготовки терактов на площади Буйнакска 9 мая.

27 марта 2019 года на повторном допросе с участием адвоката обвиняемые заявили, что их похитили, вывезли в лес и под дулами автоматов заставили прочитать присягу лидеру террористической организации, а также выбивали признательные показания, пытая током. После записи на видео присяги силовики заставили парней лечь в спальные мешки, а затем приехали сотрудники ОМОН, которые инсценировали их задержание со стрельбой в воздух.

По словам родителей, обвиняемых несколько дней назад допросили на полиграфе, но без привлечения адвокатов, что является процессуальным нарушением.

Правозащитный центр опубликовал показания молодых людей. Закарьяев рассказал адвокату, что похитители били его по голове, пока везли до здания ЦПЭ МВД в Махачкале, требовали признаться в попытке убийства полицейского, совершении теракта, в причастности к НВФ и финансировании террористов. Задержанный также заявил, что после отказа его пытали током.

Татарханов рассказал адвокату, что похитившие его силовики говорили ему  об убийстве его брата Рамазана и приятеля Али Рамазанова и угрожали, что его ждёт та же участь, если не признается в связях с НВФ. Затем его заставили позвонить другу Даниялу  Загирову и назначить встречу. Когда Загиров пришёл, представители силовых структур  отвезли их в здание ЦПЭ, где их пытали током, и инсценировали попытку убийства Татарханова. По словам Али Рамазанова, его не пытали, но сильно запугали. В результате молодые люди были вынуждены признаться во всём, что от них требовали силовики.

Отметим, что задержанный 16 октября 2018 года брат одного из обвиняемых Иса Рамазанов 8 мая вышел на свободу. Его обвиняли в незаконном хранении оружия. Суд приговорил его к 1 году лишения свободы в колонии-поселении. В этом случае 1 день срока приравнивается к 2 дням заключения под стражей, поэтому к оглашению приговора его реальный срок закончился.

Остальным обвиняемым 20 мая суд продлил срок заключения под стражей до 21 июня. ]§[

Номер газеты