[ Порох на перспективу? ]

«Две недели назад с территории Грузии в Дагестан вошла крупная группа вооружённых и хорошо обученных боевиков». С таким заявлением в конце минувшей недели выступили спецслужбы страны.

По сообщениям УФСБ по Северо-Кавказскому федеральному округу, численность боевиков в группе составляет от 50 до 70 человек. Пока ничего не известно о национальной принадлежности боевиков, но, по всей видимости, речь идёт о дагестанцах. «Большинство из них ещё недавно значились пропавшими без вести или похищенными молодыми людьми. По нашим сведениям, они прошли обучение на базах боевиков в Панкисском ущелье. Обучались подрывному делу и диверсионным вылазкам. Границу пересекли четыре группы по 10–15 боевиков», – сообщили «ЧК» в главном управлении МВД по СКФО. Данные базируются на показаниях троих задержанных боевиков, те якобы «слили» информацию о своих товарищах.

Однако грузинские власти поспешили опровергнуть данную информацию. В эфире «Грузия Online» начальник администрации МВД Грузии Шота Хизанишвили заявил следующее:«В Панкисском ущелье нет ни подпольных, ни надпольных, ни сидящих на балконе сил, это очередной бред российских спецслужб».

Тему численности и боевой мощи дагестанского подполья в начале этой недели подхватил и Национальный антитеррористический комитет России (НАК). По словам официального представителя НАК Николая Синцова, численность участников НВФ в Дагестане оценивается в… 1,5–2 тысячи «штыков»! «В ближайшее время следует ожидать активизации боевиков в республике. Есть оперативная информация, что они готовят спланированные нападения сразу в нескольких местах. Численность подполья это позволяет. Боевики имеют общее стратегическое командование, хорошую связь в тактическом звене. Общее руководство группами осуществляется из-за рубежа, в частности, с территории Великобритании», – отметил Синцов.

Впрочем, имени британского руководителя, так же как и непосредственных командиров, столь хорошо вооружённых и обученных групп боевиков, спецслужбы не называют. Да и разъяснения о целях возможных атак выглядят чрезмерно обобщёнными и поэтому туманными. Отметим, что до сих пор по оперативным и разведданным силовых структур, в разных районах Дагестана действовали от 150 до 200 активных членов подполья. Но гипотетически количество боевиков у нас может быть и гораздо больше – 5, 10 или даже 30 тысяч. Две тысячи хорошо оснащённых и обученных боевиков, с точки зрения военной систематики – это целый полк или два-четыре полноценных батальона. Стоит ли в связи с этим ожидать каких-либо масштабных военных действий? Пока, видимо, вряд ли. По крайней мере, глава МВД страны Рашид Нургалиев в борьбе с боевиками на территории Дагестана всё ещё опирается на сугубо дагестанскую милицию. 7-тысячная группировка (для борьбы с боевиками), о формировании которой он объявил в ходе визита в республику на прошлой неделе, целиком состоит из сотрудников различных подразделений МВД РД. Они, скорее всего, продолжат «тактику точечных ударов» по небольшим диверсионным группам.

Похоже, спонтанной эскалации напряжения – чего с ужасом и неопределённостью на протяжении последних 5–6 лет постоянно ожидают дагестанские обыватели – удалось избежать и на сей раз. Огонь войны в Дагестане может полыхнуть, только если в борьбу с подпольем ввяжутся крупные подразделения федеральных силовых структур или регулярные части Минобороны. При таком (пока гипотетическом) исходе в разгоревшийся с новой силой конфликт неминуемо будут вовлечены широкие массы, целые пласты населения вне зависимости от политических взглядов, проповедуемых ценностей и идеологии.

Возможно, официальная статистика численности боевиков в республике будет меняться и, скорее всего, в нарастающем порядке. И тогда в недалёкой перспективе следует ожидать ввода на территорию Дагестана нескольких армейских дивизий. По крайней мере, один из важных этапов предвоенной свистопляски пройден. Российское общество уже практически готово принять широкомасштабную войну на Кавказе, как неизбежный, необходимый шаг для усмирения «мятежного» региона. 

Номер газеты