На этой неделе в Махачкале прошла очередная спецоперация. В понедельник, 19 июня на оживлённой улице люди в масках расстреляли Шамиля Пайзуллаева (Абдусалам) – лидера избербашской диверсионно-террористической группы.
Сразу же по завершении операции информационные агентства, в том числе и федеральные, со ссылкой на правоохранительные структуры Дагестана сообщили, что Шамиль Пайзуллаев был заблокирован в одной из квартир многоэтажного дома по улице Лаптиева. На предложение сдаться он-де открыл беспорядочную стрельбу через окна и был убит ответным огнём. Однако спустя часы в сюжете на одном из федеральных телеканалов показали кадры, где Пайзуллаев (мёртвый) лежит на проезжей части дороги, а рядом с ним потёртый автомат-пистолет «Стечкина». Позднее правоохранительные органы республики всё-таки признали, что боевик был убит не в квартире, а на улице. Вторая версия силовиков: Шамиль Пайзуллаев вышел из маршрутного такси и переходил улицу. В это время к нему подошли сотрудники правоохранительных органов и попросили предъявить документы. Тот достал пистолет и начал стрелять (в упор!) в сотрудников, но ответным огнём был уничтожен. При этом… ни один из правоохранителей не пострадал.
Как в кино
Свидетелями расстрела Пайзуллаева стали как минимум две сотни человек (прохожие, жители близлежащих домов, посетители и отдыхающие в прилегающих к территории магазинах и кафе). Из более чем десятка идентичных рассказов очевидцев расстрела, мы выстроили картину происшедшего. Около 19:30 Пайзуллаев действительно вышел из маршрутного такси и перешёл на другую сторону улицы. В это время рядом с ним резко притормозили два отечественных автомобиля. Вышедшие из них люди без каких-либо предупреждений открыли по Пайзуллаеву огонь из автоматического оружия. Тот сразу же упал, а стрелявшие даже не подошли к его телу и уехали в сторону центра города. Через несколько минут подъехала другая машина (следственно-оперативная группа), и после проведения формальных мероприятий, труп увезли. Ни одного выстрела, по утверждению нашего информатора (очевидца), Пайзуллаев не произвёл. Во время стрельбы ранения, к счастью легкие, получили двое подростков.
По данным оперативного штаба Национального антитеррористического комитета (НАК) по РД, Пайзуллаев находился в федеральном розыске за подготовку совершения террористических актов в новогоднюю ночь на Красной площади в Москве (теракт сорвался из-за случайного взрыва в гостевом домике в Кузьминках в декабре прошлого года). Он являлся лидером избербашской диверсионной группы (стал им после убийства 11 июня этого года прежнего лидера Камиля Магомедова (Сейфуллаха)).
Убийственные ночи
В следующие сутки в Махачкале произошло два громких убийства. В 1:30 ночи 20 июня на улице Буйнакского возле своего дома был застрелен подполковник УФСБ республики Магомед Гамзатов. Пули киллера настигли офицера в момент, когда тот выходил из своего автомобиля. Из-за ранений в голову и грудную клетку офицер скончался на месте. Версию причастности к убийству боевиков следствие не считает ведущей. Подполковник занимал должность старшего уполномоченного одного из отделов по борьбе с экономическими преступлениями и, по словам коллег, считался одним из самых компетентных специалистов по выявлению финансовых преступлений. Известно, что Гамзатов работал и в казначействе республики. Судя по всему, подполковник состоял в так называемом аппарате прикомандированных сотрудников (АПС) ФСБ. Его бывшие коллеги по «финансовому цеху» и не подозревали, что работают вместе с сотрудником спецслужб.
То, что сотрудники ФСБ занимают высокие должности в госучреждениях, не редкость. Пристального внимания спецслужб удосуживаются наиболее падкие до коррупции ведомства. Инсайдер «ЧК» в СУ СК по РД (на правах инкогнито) предположил, что расстрел Гамзатова мог быть связан с убийством замначальника налоговой службы РД Залкипри Шейхова. Напомним, замглавы УФНС был расстрелян 4 марта на перекрёстке улиц Абубакарова и Энгельса в Махачкале. Помимо работы в налоговой службе Шейхов также был действующим сотрудником УФСБ. Примечательно, что Магомед Гамзатов работал в управлении казначейства под вымышленным именем (оперативным псевдонимом).
По «горячим следам»
В следующую ночь абсолютно идентичным способом был расстрелян следователь по особо важным делам следственного управления СК РФ по РД Гаджи Алибегов. Он также подъехал ночью к своему дому и выходил из автомобиля, когда к нему подбежали двое неизвестных и произвели несколько выстрелов в упор из пистолета. Ранения в голову и грудь оказались смертельными.
Мероприятия по поиску убийц Гамзатова и Алибегова результатов не дали. Пока следственные органы не имеют представления и о приметах киллеров. Впрочем, даже наличие видеокадров с места совершения убийств и покушений никак не облегчают розыск преступников и не способствуют установлению личности убийц. Это – факт. Момент расстрела Залкипри Шейхова запечатлели как минимум две камеры наружного наблюдения, установленные в здании ДУМД. Но до сих пор ничего об убийцах неизвестно. Другой пример – покушение на замминистра сельского хозяйства Билала Омарова 6 апреля этого года. Камера с расстояния в тринадцать метров зафиксировала момент покушения. Установлены практически все физические данные стрелявшего и даже, в известной степени, внешность киллера. Но следствие застопорилось.
Всё сами
Видимо, неполное доверие (а возможно и полное недоверие) к следственным органам вынудило друзей и родственников начальника налоговой инспекции по Хасавюрту Якуба Нуцалова (убит 12 июня) предпринять собственные шаги по поимке киллеров. На этой неделе они объявили о денежном вознаграждении в $ 1 млн за достоверную информацию, способствующую раскрытию преступления. (Полную информацию об этом см. на 16 стр. – Прим. ред.)
Ещё одно свидетельство несостоятельности следственных органов: месяц назад, 31 мая в пригороде Махачкалы был найден труп молодого человека с отрубленной головой и кистями рук. До сих пор не установлена даже личность покойного, не говоря об убийцах и обстоятельствах казни. Таких примеров в Дагестане сотни. Как ни абсурдно это звучит, «раскрываемы» у нас лишь… преступления «террористической направленности» – почти со стопроцентным результатом. Во всём мире эти дела относятся к категории самых труднораскрываемых. Александру Саврулину (руководителю Следственного Управления СК РФ по РД) надлежит проанализировать недееспособность, а часто и злонамеренность подопечных, подменяющих беспристрастное следствие «политической целесообразностью». И… сделать выводы. Иначе, Александр Юрьевич рискует повторить горький опыт предшественников, заплутавших в конъюнктурных «целесообразностях».
Вместо резюме
Расстрелы, подобные ликвидации Пайзуллаева, не редкость. По всей видимости, иррационально-жестокие методы уничтожения боевиков (реальных и предполагаемых, на глазах у многочисленных свидетелей) – дело рук временных специальных огневых групп (ВСОГ). Эти подразделения в своё время активно использовались в Чечне, но в 2006 годы были упразднены. Судя по характеру и частоте несудебных казней, их опять возродили к действию. По крайней мере, подобный почерк силовых акций, кроме нашей республики заметен ещё и в Ингушетии.
- 18 просмотров