Ответ Самуру

В воскресенье в Дербенте группа членов Общественной палаты республики обсудила с представителями местных общественных организаций ситуацию вокруг строительства водозабора в сёлах Азадоглы и Самур (Магарамкентский район). Глава Дагестана дал поручение разобраться с этим вопросом, так как население выступает против бурения скважин.

Как уже сообщалось «ЧК», жители сёл Азадоглы и Самур считают, что  строительство водозабора и бурение скважин может навредить уникальной природе Самурского леса, а также уменьшит количество воды в их колодцах. Неоднократно им приходилось выходить на митинги и вступать в конфликт с сотрудниками магарамкентской полиции. Единственное, чего удалось добиться, – прекращения работ на участке в районе села Самур.

За разъяснением мы обратились к руководителю Министерства экономики и территориального развития РД, курирующего федеральную программу «ЮГ России», куда также входит строительство самурского водозабора.

Руководитель дирекции единого заказчика-застройщика Дербента Сиражудин Казибеков отметил, что город с 120-тысячным населением питьевую воду получает по графику (почасово). Из Кайтагских родников водоканал получает 5 тыс. кубометров в сутки и 12 тыс. – из самурских родников. А общая потребность в воде на сегодня в городе – 80 тыс. кубометров в сутки. «Люди опасаются, что в колодцах воды не будет. Но их колодцы расположены ниже, чем наш водозабор, – от 5 до 12 метров. Вода сама по себе по трубам стекает в водозабор. Говорят, родники высохли. Но это происходит не только там. Лес высыхает. Да. Потому что, наверное, лесники за ним плохо ухаживают. Не проводятся те мероприятия, которые проводились в советское время – леса опрыскивались», – пояснил Казибеков.

Более того, общие прогнозные ресурсы самурского месторождения составляют 980 тыс. кубометров в сутки. И расход родников (вытекающей воды  в море ежесуточно) составляет более 500 тыс. кубометров. Из них 70 тыс. кубометров предполагалось взять из этого месторождения. Это всего лишь 14%.

Министр Раюдин Юсуфов не сомневается в том, что проводимые работы в этих сёлах никоим образом не окажут пагубного воздействия на Самурский лес. Это, по его утверждению, подтверждено положительными заключениями Московского государственного университета, Дагестангеомониторингом и Росприроднадзором. Кроме того, этот проект разрабатывался в 70-е годы, чтобы обеспечить водой город Дербент. «Есть заключение государственной экспертизы Госстроя РСФСР от 3 августа 1987 года. Здесь представлены все возможные варианты. Но из-за недостаточности финансирования проект не был осуществлён. Новый проект реализуется  с 2008 года. Объект за эти годы профинансирован на 534 млн рублей. Основная сумма поступила в 2013 году», – пояснил Юсуфов.

В дополнение он заявил, что в селе Азадоглы в 2014–2015 годах будет проведён газ. Но люди взамен требуют ещё строительство школы, детского садика, дорог. «Как вы понимаете, это невозможно осуществить в один год. Мы даже согласны самурский участок водозабора оставить и провести через село Тагиркент», – сказал министр.

Для завершения работ в Азадоглы, считает чиновник, достаточно одного месяца, а в Самуре – трёх. В идеале в Дербент питьевая вода в необходимом количестве должна поступить в конце апреля.  

Номер газеты