[ Опасные связи ]

Последователи исламского богослова и философа из Турции Саида Нурси обратились в «ЧК» с просьбой защитить их права. Они утверждают, что сотрудники УФСБ РФ по РД заставляют их признаться в экстремизме и в том, что они состоят в «Нурджулар» – организации, признанной в России экстремистской.

Как говорят Зиявдин Дапаев, Руслан Булатов и Хайдар Гаджиев, 11 декабря в махачкалинскую квартиру Дапаева вошли сотрудники правоохранительных органов во главе со старшим следователем СО УФСБ РФ по РД А. Абдуллаевым и, нанося побои, вывели их босыми в подъезд. В ходе обыска у Дапаева были изъяты книги на турецком, английском, арабском и русском языках. Задержанных обвинили в причастности к деятельности «Нурджулар» на территории Дагестана и распространении книг экстремистского толка. Дапаев отрицает эти обвинения и заявляет, что сотрудники УФСБ РФ по РД оказывали на них давление, одним угрожая исключением из вуза, другим – нанесением вреда близким родственникам, а также физической расправой. Самого Дапаева обвинили… в пантюркизме и предательстве Родины! (Отметим, что в УК РФ нет таких статей. – Прим. ред.) Аналогичные следственные действия прошли в Избербаше и Дербенте.
В УФСБ РФ по РД так прокомментировали заявления нурсистов: «Решением Верховного суда РФ от 10 апреля 2008 года функционирование «Нурджулар» на территории РФ запрещено. По имеющимся материалам о противоправной деятельности этой организации на территории Дагестана 16 ноября СО ФСБ РФ по РД было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 282 УК РФ, в рамках которого мы 11 декабря совместно с МВД по РД провели следственные действия сразу в нескольких городах. В общей сложности было задержано около 40 человек. По адресам, где проводились обыски, было выявлено много экстремистской литературы, запрещённой для распространения в России: автором книг является идеолог нурсистов – Саид Нурси. 21 мая 2007 года решением Коптевского райсуда Москвы 14 книг Нурси были признаны экстремисткой литературой, возбуждающей религиозную рознь между верующими и неверующими людьми».
Следующим, кто обратился в СМИ за помощью, был житель с. Петраковское, Хасавюртовского района, Ахмед Исмаилов. Он рассказывает, что его преследуют сотрудники милиции из-за родства с убитым 26 ноября Магомедом Исмаиловым, который приходится ему племянником. (МВД по РД сообщало, что Магомед Исмаилов с двумя пособниками участвовал в нападении на командира СОБР МВД по РД Шапи Алигаджиева и в ходе перестрелки был убит охранником командира.) Ранее Ахмеда Исмаилова (с его слов) преследовали за родство с одним из идеологов ваххабизма – Магомедом Тагаевым. В МВД по РД же заявляют, что пока претензий к Исмаилову не имеют…
В свою очередь председатель комитета «Матери Дагестана за права человека» Гульнара Рустамова 16 декабря обратилась в Генпрокуратуру РФ с просьбой проверить, соответствует ли Конституции России дагестанский закон «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории РД», и поставить вопрос об его отмене в части, противоречащей Основному закону. По словам Рустамовой, в законе не конкретизировано, кто такие ваххабиты, и это даёт повод органам власти «толковать данный закон разносторонне». Кроме того, закон предоставляет ДУМД довольно широкие полномочия. К примеру, в ст. 4 закона указывается, что «регистрация местных религиозных организаций осуществляется при наличии заключения экспертного совета республиканской религиозной организации (ДУМД)».
«ДУМД как религиозная организация не имеет права заниматься этим, так как в его состав, несмотря на то, что течений в исламе немало, входят представители только «традиционного» ислама, то есть суфизма. Это означает, что объективность заключений экспертного совета ДУМД будет вызывать сомнения, тем более если взять во внимание тот факт, что вся та литература, которая не одобрена ДУМД, согласно акту ДУМД считается запрещённой», – говорит Рустамова.
Номер газеты