[ Обычные подозреваемые ]

Конец прошлой и начало этой недели в Дагестане вновь омрачились уже подзабывшимися специальными мероприятиями силовых структур в сёлах республики с использованием большого количества бронетехники и людей. Внимание силовиков на этот раз привлекли сёла Боташ-Юрт, Хасавюртовского района, и Шамхал.

Накануне операции в Боташ­-Юрте в Хасавюрте был убит Басыр Салатгереев – имам местной мечети. Неизвестный расстрелял его около 11 часов ночи, в момент, когда Салатгереев выходил из мечети, расположенной на улице Мичурина. Начальник ОВД по Хасавюрту – Шамиль Темиргерев – сообщил корреспонденту «ЧК», что есть свидетели покушения на имама. По их словам, стрелявший был один. Темиргереев уверен, что задержание убийцы – вопрос времени.
А на следующее утро, в 6 часов, в Боташ­-Юрт въехала колонна бронетехники. В течение нескольких минут люди в масках заблокировали село и начали проводить подворные обходы и обыски в домах. Затем появились первые задержанные – молодые люди. Как сообщают местные жители, в общей сложности в тот день задержали 20 сельчан. В их числе братья Шамиль, Амир и Марат Гаджимурадовы, Рустам Османов, Бадыр Азизов, Камиль Гусейнов, а также имам местной мечети Азамат Маджидов. Правозащитник Расул Исмаилов сообщил редакции, что всех задержанных доставили в РОВД по Хасавюртовскому району, но к ним никого, в том числе и адвокатов, не допускают. А в дежурной части РОВД нам заявили, что вообще не располагают информацией по данному поводу, хотя в конце беседы представитель райотдела, не назвавший своего имени, сказал, что к вечеру у них, возможно, и будет информация о произошедшем.
По данным «ЧК», взятые в Боташ-­Юрте ребята вели мирную жизнь. Мотивы их задержания разнятся. По некоторым данным, они привлекли к себе внимание правоохранительных органов в связи с убийством Басыра Салатгереева, чья жена является уроженкой Боташ-­Юрта. Согласно другой информации, большинство задержанных намеревались организовать в своём селе общественный совет для контроля за деятельностью сельской администрации. Подобные организации уже функционируют в нескольких сёлах района, в частности Аксае и Узун-Отаре.
А в пятницу, 29 октября, в посёлке Шамхал, Кировского района Махачкалы, прошли массовые обыски, а сам населённый пункт был блокирован сотрудниками правоохранительных структур.
Житель посёлка Шамсудин Магомедов рассказывает, что сразу после утренней молитвы его дом был блокирован лицами в масках и камуфляжной форме. Окружившие дом люди говорили без кавказского акцента, из чего жители сделали вывод, что это прикомандированные сотрудники милиции. Затем, уже без масок, работники местного отделения милиции провели в доме Магомедова обыск по постановлению, которое было вынесено в рамках уголовного дела по фальшивомонетчикам (милиция часто использует подобную практику: применяет постановление об обыске по делу, которое абсолютно не имеет отношения к хозяину обыскиваемого жилища. – Прим. ред.). В ходе обыска, который проводился без понятых, у Магомедова не было обнаружено ничего противозаконного. Тем не менее в числе других 30 – 40 задержанных его доставили в местное отделение милиции. Всех сфотографировали, сняли у них отпечатки пальцев и начали допрашивать, задавая стандартные вопросы типа «Признаёшь ли ты тарикат?». Ближе к вечеру всех задержанных, кроме нескольких человек, которых увезли в ИВС Махачкалы, выпустили. В МВД по Республике Дагестан заявляют, что это было оперативное мероприятие, об итогах и причинах которого не сообщается.
Следует отметить, что подобные задержания практикуются и в Москве, когда молодых дагестанцев буквально отлавливают по городу сотрудники правоохранительных структур, доставляют в ОВД, регистрируют и отпускают.
 
Номер газеты