[ НЕконтролируемый контроль ]

Дагестан по количеству ДТП со смертельным исходом занимает одно из ведущих мест в стране. Виной тому, как принято считать, неудовлетворительное состояние автодорог и автотранспорта, отсутствие культуры поведения водителей и пешеходов, пресловутый дагестанский менталитет и т. д. Но это всё отговорки. Причины надо искать в существующей в рядах ГИБДД республики и страны в целом тотальной коррупции.

Всё, что связано с автотранспортом и его использованием, – сопряжено с взятками. Водительские права – за взятку, техосмотр – взятка, нарушение ПДД – взятка, постановка, снятие с учёта – взятка. Даже закреплённое Конституцией право на свободное передвижение по стране на личном автотранспорте сталкивается с вымогательствами на стационарных постах (для дагестанцев – особенно в Калмыкии и Волгоградской области) различных «халалов» и «хурметов». Просто так, «от себя».

Ниже мы приводим случай, когда незначительное ДТП из-за взяточничества, жадности, преступной халатности работников ГИБДД привело к смерти 21-летнего дагестанца.

В ночь на 19 января уроженец с. Цекоб Шамильского района Абдула Магомедов, спортсмен, житель Махачкалы, хотел срочно доставить своего товарища, страдающего приступами эпилепсии, в больницу. По пути он совершает незначительное ДТП. Обе машины были застрахованы, поэтому пострадавшая сторона претензий к Магомедову не имела. Водители договорились с участием страховщиков мирно решить вопрос. Однако к этому времени к месту аварии подъехал наряд работников ГИБДД (Рустам Алигаджиев, Мухтар Багомаев и Фарид Медеев). Несмотря на просьбы пострадавшей стороны, Абдулу Магомедова забирают в Ленинский РОВД г. Махачкалы, якобы для оформления ДТП.

В здании ОВД, прямо около дежурной части, Магомедов подвергся немотивированному оскорблению со стороны находящегося в нетрезвом состоянии некоего гр-на Атаева А., не являющегося работником полиции. По некоторым данным, состоит в близком родстве с начальником Советского РОВД Махачкалы.

Никто из присутствовавших в это время в отделении работников полиции не пытался, со слов родственников убитого, урезонить хулигана и предотвратить драку. Более того, «опера», к которым скорее всего и пришёл Атаев, заставляют их драться на территории РОВД один на один. Спортсмен Магомедов берёт верх в этом организованном «блюстителями порядка» поединке.

После того как их разняли, работники ГИБДД отвезли Магомедова на освидетельствование в Республиканский наркологический диспансер. Туда же, по свидетельствам очевидцев, приехал и зачинщик драки и на глазах гаишников нанёс Магомедову смертельное ножевое ранение в спину. 

«Присутствовавшие при этом работники ГИБДД, вооружённые табельным огнестрельным оружием, не приняли каких-либо мер по предотвращению преступления и не пытались задержать преступника, который беспрепятственно скрылся», – рассказывают цекобцы. Они даже не сделали предупредительных выстрелов. Гильзы были подложены уже после, в ходе служебного расследования. «Спрашивается, как мог гражданский Атаев узнать о том, куда отвезли Абдулу, если не от самих работников ГИБДД?», – вопрошают они.

После похорон в родовом селе три тысячи жителей родственных между собой аулов: Цекоб, Ратлуб и Тлянуб (аваро-андо-цезская группа нахско-дагестанских языков северокавказской семьи), говорящих на одном из наречий ахвахского языка, решают провести 27 января митинг в Махачкале против преступных действий работников ГИБДД, приведших к смерти их односельчанина. Совершенно случайно узнав, что в этот же день в Махачкале планировалось провести несостоявшийся митинг представителей салафитской общины, родственники через председателя комитета Народного Собрания Дагестана по законодательству, законности и государственному строительству Магомеда Амирова написали обращение на имя главы республики Магомедсалама Магомедова с просьбой лично разобраться в преступлении, которое, по их словам, произошло при попустительстве некоторых работников полиции.

Причём в своих требованиях они не говорят о необходимости поимки убийцы – с ним потомки ахвахского вольного общества, проживающие ныне в Шамильском районе, по умолчанию хотят поступить согласно обычаям Страны гор. Уже 31 января глава республики (без представителей СМИ) встретился с жителями села Цекоб Шамильского района. Как сообщили в пресс-службе президента, Магомедсалам Магомедов выразил своё возмущение преступным бездействием работников ГИБДД, при попустительстве которых было совершено убийство. Сразу после встречи с цекобцами он дал поручение министру внутренних дел по РД Абдурашиду Магомедову принять меры для тщательного расследования данного факта. 

«Преступники – в каком бы звании и должности они ни были – не должны уйти от ответственности. Каждому причастному к данному преступлению будет дана соответствующая оценка», – выразил своё возмущение Магомедсалам Магомедов, добавив, что берёт расследование уголовного дела под личный контроль.

Втот же день родственники и односельчане погибшего были приняты министром ВД РД, который также не был настроен прикрывать преступников, подтвердив, что результаты проведённой служебной проверки УСБ МВД по РД в целом совпадают с теми фактами, которые привели жители села в отношении бездействия работников полиции. 

Сейчас ведётся розыск подозреваемого в убийстве, а также решается вопрос о привлечении к ответственности сотрудников Ленинского РОВД Махачкалы и ГИБДД. Пока же родственники убитого Абдулы Магомедова направили телеграммой уведомление в Минюст Дагестана о том, что 8 февраля они всё же намерены провести митинг в Махачкале. Всё зависит от того, будут ли наказаны те, кто, несмотря на данную законом власть, не стоит на страже закона.

В коментариях «ЧК» сотрудники УСБ МВД РД пояснили, что уже инициирована служебная проверка по данному факту, и в течении месяца будут обнародованы результаты проверки.

Председатель комитета Народного Собрания РД по законодательству, законности и государственному строительству Магомед Амиров выразил своё возмущение бездействием полицейских. «Мы видим, как маленькое нарушение закона, несвоевременная реакция на его нарушение, а затем и прямое бездействие повлекли за собой целую цепь трагических событий. В конечном итоге это привело к смерти ни в чём не повинного молодого парня. Теперь же люди просто ищут справедливости. Я хотел бы выразить благодарность Президенту Дагестана Магомедсаламу Магомедалиевичу, который принял родственников Абдула Магомедова, тут же дал поручение руководству МВД по РД разобраться в этой трагедии и взял ход расследования дела под1 личный контроль» прокоментировал «ЧК» депутат.

 

Комментарий «ЧК»

 

Безусловно, убийца Магомедова будет пойман и передан в руки следствия, так же, как и сотрудники ГИБДД, при попустительстве и трусости которых было совершено это тяжкое преступление. Однако рассчитывать на то, что гаишники будут наказаны по всей строгости закона, вовсе не стоит.

Во-первых, 35–40 % судей – это бывшие сотрудники милиции, и ожидать от них суровых приговоров тоже не имеет смысла. У судей, прокуроров, следователей и полицейских существует корпоративная солидарность, по которой неэтично наказывать своих и положено прикрывать любое преступление (даже если оно тяжкое), так как родились они все в утробе своей родной матушки-милиции/полиции. Чтобы не быть голословными, приведём официальную статистику, которая показывает лояльность и гуманность наших судей к милиционерам-преступникам. Так, например, с 2002 по 2008 год дагестанскими судами вынесены обвинительные приговоры лишь в отношении 36,95% оборотней в погонах (оправдано 34,93%), в отношении 9% назначено наказание, не связанное с лишением свободы. По другим категориям дел, где в качестве обвиняемых проходят обычные граждане, количество оправдательных приговоров не превышает и 1%. Комментарии излишни. 

Во-вторых, не глава республики должен брать такие преступления «под контроль», а сам министр ВД. Ведь президент физически не в состоянии контролировать ход расследования всех резонансных дел. Поэтому под контроль должны брать те, кому поручено контролировать общественный порядок. В любом другом субъекте России такой случай привёл бы к отставке как минимум начальника РОВД, а максимум – к отставке и самого министра. Но у нас этого не происходит, и оттого количество преступлений, совершённых силовиками, не только не уменьшается, а наоборот, увеличивается. Так, согласно официальной статистике МВД РД, сотрудники ДПС ГИБДД занимают второе место по количеству совершённых преступлений в МВД РД (см. диаграмму). Но, несмотря на меры, предпринимаемые УСБ МВД РД, по очистке собственных рядов, ничего в системе правоохранителей не меняется. Не меняется и потому, что все структуры оказались коррумпированы. Так (согласно данным того же УСБ), в прошлом году было привлечено более 50-ти сотрудников МВД РД к уголовной ответственности. Но до сих пор ни Управление СК РФ по РД, ни ВС РД не предоставляют СМИ информацию о процессуальном положении этих дел. Более того, по словам сотрудников УСБ, следственные органы довольно часто препятствуют расследованию таких дел, ссылаясь на неправомерность проведения оперативных экспериментов1 в отношении «оборотней». Следователи мотивируют своё бездействие тем, что в судах дела против силовиков разваливаются, и поэтому они якобы не хотят портить свою статистку, где количество оправдательных приговоров является мерилом качества следствия.

В-третьих, нужно перед МВД поставить вопросы, которые раскроют причины коррумпированности полиции. Когда президент РФ Дмитрий Медведев начал проводить реформу МВД, был подписан Указ, согласно которому аппарат МВД РФ должен быть сокращён на 20%. Если учитывать, что в министерстве ВД РД работало 15 983 сотрудников (данные 2009 г.), то, благодаря медведевской оптимизации кадров, за бортом должно было остаться 3 196 человек. Но глава республики и министр ВД РД попросили федеральный центр не сокращать кадры, мотивируя это «крайне напряжённой обстановкой в республике». Кремль согласился, и штат МВД РД остался прежним, за исключением 193 сотрудников, которые не прошли аттестацию. Тогда почему при сохранении штата не удаётся уменьшить количество преступников в погонах? Почему центр психологической диагностики МВД РД не проводит психотипическое обследование соискателей? Ведь если бы центр проводил тщательный отбор, то этих проблем в полиции не было бы. Конкурент полиции – ФСБ России – порой по 2–3 года гоняет своих претендентов на детекторах лжи, применяет институт поручительства, проверяет на предмет наличия преступных связей и т. п. Ничего этого, к сожалению, в МВД не делается. Иначе такого количества зарегистрированных преступлений не было бы.

 

P. S. Редакция «ЧК» ждёт от МВД по РД официального комментария на все обозначенные нами проблемы, и в случае получения ответа, обязательно опубликует в ближайших номерах издания.

Руслан Магомедов, Биякай Магомедов

________________________________________________

Оперативный эксперимент1это оперативно-разыскные мероприятия, проводимые в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

 

Номер газеты