[ Не реальная реальность… ]

Во вторник в своём доме в селе Чиркей Буйнакского района в результате самоподрыва смертницы погиб Саид Ацаев (шейх Саид Афанди-Хаджи Чиркейский). Помимо шейха в эпицентре (в смертельной близости от места взрыва) оказались ещё пятнадцать его прихожан.

Трагедия произошла около 16: 45. Информация пока далеко не полная, однако корреспонденты «Черновика» были в Чиркее спустя час после инцидента, и вот что удалось выяснить из первых уст.

В этот день, впрочем, как и в любой другой, в доме Саида Афанди Чиркейского было многолюдно. С разных районов республики к нему приехали паломники. Как свидетельствуют очевидцы, за несколько минут до послеобеденного намаза к входу в дом шейха подошла молодая женщина. Несмотря на то, что периметр, а в особенности вход и выход всегда предельно охранялись, её беспрепятственно пропустили внутрь. «Она сказала, что ей очень нужно поговорить с шейхом и быстро прошла внутрь…», – говорит один из очевидцев событий. Через полминуты раздался взрыв.

Только к утру следующего дня правоохранительные органы оценят мощность самодельной, как они утверждают, бомбы в полтора кг тротила. СВУ была начинена поражающими элементами в виде металлических шариков от подшипников.

Другой источник передал, что женщина привела бомбу в действие в непосредственной близости от шейха. Так или иначе, Саида Чиркейского экстренно увезли в больницу, но он скончался по дороге.

Трагизм и масштаб случившегося ощущался далеко до въезда даже в Буйнакский район. С Махачкалы в сторону Чиркея выдвинулась бронетехника. То, что происходило в самом Чиркее нелегко оценить сразу. Через час после смерти шейха все основные сельские улицы заполонились машинами. По нашим оценкам, каждые полчаса в село прибывали от 800 до 1000 человек. К 23:00 вокруг сельского кладбища, где состоялись похороны Саида Афанди собралось до 100 тысяч человек.

К утру среды МВД республики распространило информацию о том, что личность смертницы установлена. Это Аминат Сапрыкина (Курбанова), супруга убитого ранее боевика.

Убийство Саида Афанди Чиркейского, безусловно, самого влиятельного и авторитетного шейха накшбандийского и шазилийского тарикатов. Только по предварительным оценкам у Чиркейского насчитывалось до 25 тысяч мюридов и до полумиллиона активных последователей, в основном в горных районах республики.

Спустя менее сутки после трагедии, нет ни единого эксперта-комментатора данного убийства, кто бы не предрекал резкое ухудшение обстановки в Дагестане. Большинство последователей Саида Афанди ещё не до конца осознали случившееся. Многие просто не верят в утрату. Однако одно уже можно сказать уверенно, убийство шейха (также как и трагедия в шиитской мечети Хасавюрта неделю назад) в момент, когда в республике наметились признаки межконфессионального диалога, может нанести непоправимый удар по МИРУ. Если учитывать, что в Дагестане, также как и за его пределами есть силы, поддерживающие подобный (не мирный) сценарий, то взрыв в Чиркее мог быть и грандиозной провокацией. Впрочем, спустя несколько часов после смерти, почти все знаковые мусульманские лидеры республики вне зависимости от конфессиональной принадлежности, выступили с резким осуждением убийства.

А пока, среда, 29 августа в Дагестане объявлен днём траура. Подробный материал в тему читайте в очередном номере «ЧК».

 

Номер газеты