[ Не экзаменом единым… ]

28 октября в Национальной библиотеке (Махачкала) Общественная палата РД провела слушания, посвящённые совершенствованию ЕГЭ в Дагестане. Кроме самих членов ОП во главе с её председателем Абулмуслимом Муртазалиевым, мероприятие почтили своим присутствием представители правоохранительных органов, вузов республики и многие другие. Не пришли обсуждать проблемы, связанные с ЕГЭ, только представители Министерства образования и науки РД…

И этот факт не раз всплывал в ходе обсуждения заявленной темы, так как ожидалось, что представитель Минобразования выступит с докладом. Слово предоставили члену ОП РД Мухтару Яхъяеву, и он рассказал о несовершенстве системы проведения ЕГЭ. В частности, отметил, что тестирование первокурсников ДГУ показало, что от 25 до 65 процентов студентов не справились с заданиями категории «А». Отдельно была упомянута республиканская предметная комиссия, среди сотрудников которой «оказались люди, не прошедшие соответствующую подготовку» (в частности для проверки работ категории «С»). Также Яхъяев заметил, что нелишним было бы во время экзаменов использовать глушилки мобильных телефонов. Потом выступила зампредседателя ОП РД Калимат Гусаева, доклад которой был посвящён подаче проблем ЕГЭ в СМИ. По мнению Гусаевой, публикации в СМИ в основном носили безапелляционный и пространный характер, были негативными и не поднимали истинных проблем с ЕГЭ. Докладчик рассказала также о проведённом ОП РД опросе среди студентов ДГУ, ДГПУ и СКФ РПА МЮ (правовая академия). Они должны были ответить на вопросы: «в какой школе вы сдавали ЕГЭ?», «какие недостатки, на ваш взгляд, самые значительные при проведении ЕГЭ?» и некоторые другие.
Большинство вопросов, связанных с ЕГЭ, присутствующие задали директору Института повышения квалификации педагогических кадров Идрису Мусаеву, который с сожалением признал, что показатели ЕГЭ в Дагестане отнюдь не высокие. Так, 100 баллов набрали только 19 человек. «Правильно было сказано, что ЕГЭ в Дагестане сдавали учителя, а не ученики, и, смотря на результаты, можно сказать, что учителя сами не готовы», – сказал Мусаев. После ЕГЭ было подано 1087 апелляций, 687 из них были удовлетворены.
Рассказать о выявленных нарушениях попросили помощника прокурора республики Магомеда Даидбегова, но тот не сразу нашёлся, что сказать, чем «порадовал» всех в зале. Зато рассказал историю с участием одного из работников прокуратуры Магарамкентского района (фамилия названа не была), который был замешан в коррупционных схемах проведения ЕГЭ. На вопрос из зала «работает ли до сих пор тот в прокуратуре?» последовал ответ: «А куда он денется? Успешно работает»…
В дальнейшем много говорилось о том, каким образом улучшить систему ЕГЭ. В число самых популярных мер входили предложения по изменению места проведения ЕГЭ (за пределами школы), уменьшению числа пунктов сдачи экзаменов и количества наблюдателей (с этим были согласны не все), улучшению качества учебного материала, сокращению сроков обработки данных и передаче их на другой уровень, осуществлению контроля на входе с использованием технических средств, ограничению числа вузов и специальностей (до 3 – 5), куда могут одновременно подавать документы абитуриенты (вообще-то, министр образования РФ Андрей Фурсенко уже утвердил новые правила приёма в вузы, которые начнут действовать с 2010 года. Согласно этим правилам число вузов, в которые абитуриент может подавать документы, ограничено пятью. – Прим. ред.), борьбе с липовыми инвалидами и другими «льготниками»…
Номер газеты