[ «Мы как беспризорники…» ]

Как мы уже сообщали в интернет-версии прошлого номера газеты, в ночь на 1 июня в селе Цебари, Цунтинского района, разыгралась трагедия, унёсшая жизнь местного учителя Заурбека Газимагомедова. Все последующие дни с места событий поступала противоречивая информация о формировании отрядов самообороны из местных жителей, прочёсывающих окрестности села… Путём опроса очевидцев происшедшего мы восстановили хронологию событий с точностью до минут. Мы намеренно не называем имён наших собеседников. По их просьбе и в целях их же безопасности.

В 22:41 в селе прозвучали первые выстрелы: группа вооружённых автоматическим оружием людей обстреляла прихожан местной мечети, когда те выходили после ночного намаза. Гораздо раньше остальных на улицу вышел заместитель директора сельской школы по воспитательной работе Заурбек Газимагомедов (на фото). Когда на звуки выстрелов выбежали остальные, по ним тоже был открыт шквальный, но, скорее всего, не прицельный огонь, поскольку пули больше никого не задели. Но самое страшное произошло потом. По словам очевидцев, двое из четверых стрелявших подошли к раненому замдиректора и перерезали ему ножом горло. «Потом один из них резко вывернул ему шею и сломал позвонки», – рассказывает односельчанин учителя. У 50-летнего Заурбека Газимагомедова остались жена и восемь детей.

Затем нападавшие направились в сторону школы, угрожая убийством выгнали сторожа и подожгли спортзал. «Делали они это спокойно, не спеша и ничего не боясь. Между убийством Заурбека и поджогом прошло более 20-ти минут. Это могут быть только боевики. Они точно знали, что полицейские из РОВД доберутся сюда не раньше, чем через полчаса», – сказал другой цебаринец и добавил, что после этого группа диверсантов разделилась: двое ушли в сторону села Хутрах, двое – в Мокок.

За считанные минуты огонь охватил всё здание учебного заведения, оно выгорело почти дотла (см. фото). По уточнённым данным, сгорела вся школьная документация, а также заработная плата учителей за май.

Первые наряды полиции прибыли в Цебари через 25 минут, однако преследовать было уже некого. «Неужели им нельзя было привезти с собой собаку, чтобы взять след? Из-за бессилия правоохранительных органов и в общем руководства района почти всё население села, в особенности дети, находится в шоковом состоянии. Чувствуем себя, как беспризорники. Такое ощущение, что в Цунтинском районе не действуют законы Российской Федерации», – выразил своё возмущение один из представителей местной интеллигенции.

Более или менее оценить ситуацию местным жителям удалось только на следующее утро. В двух километрах от села они обнаружили брошенные маски и тут же – следы автомобиля, поджидавшего боевиков. Предположительно, та же группа через полчаса подожгла и школу в селе Цынтук, в 6,5 км от Цебари.

Сразу после инцидента на сайтах различных информагентств появилась информация о том, что целью боевиков являлась диверсия против расквартированных в цебаринской школе сотрудников Временной оперативной группы МВД РФ, однако ни единого военнослужащего как в самом здании, так и ближайшей округе не было.

Не соответствует правде и то, что Заурбек Газимагомедов был активным антиэкстремистом, регулярно призывавшим местное население к борьбе с подпольем. Он был обычным сельским жителем, ни больше ни меньше.

Зато полностью подтвердился факт создания сил самообороны из числа местной молодёжи. Более того, из Махачкалы и других районов республики в ту же ночь на помощь цебаринцам выехали односельчане. Однако, как утверждают местные жители, адекватной реакции на происшедшее со стороны правоохранительных органов не последовало. «Вот такая сложная у нас оперативная обстановка, но нигде нет даже блокпостов», – возмущается тот же интеллигент. Главе Цунтинского района, Гусейну Магдиеву, приехавшему в Цебари на следующий день, осталось только констатировать случившийся факт.

В тот же день последовала устная(!) реакция Национального антитеррористического комитета (НАК). Как уверены в ведомстве, нападение на обе школы и убийство Газимагомедова организовали члены цунтинской диверсионно-террористической группы под руководством уроженца села Хутрах – Гамзата Койниева. Помимо этого, та же группа за несколько часов до убийства Газимагомедова совершила нападение на инкассаторский автомобиль на дороге Мокок – Кидеро, перевозивший пенсии и пособия для инвалидов. Привязав водителя и пассажира к дереву, нападавшие похитили 684 тысячи рублей.

Призывы же местного населения оказать силовую поддержку были услышаны только спустя четыре дня. Не без помощи наших коллег, в частности, и нашего издания, раз за разом доводившего до руководства республики информацию по Цунтинскому району. В воскресенье в Цебари выехали сотрудники ОМОН-2 из Махачкалы. Взяв в подмогу несколько местных жителей, они прочесали близлежащий лесной массив. В трёх км от села были обнаружены три блиндажа, в которых ещё недавно проживали боевики. На большее у омоновцев не хватило ни сил, ни времени…

Между тем в соседнем Цумадинском районе дислоцирована одна из пяти созданных в республике сводных оперативных групп из числа сотрудников МВД, ФСБ, Внутренних войск МВД и других прикомандированных сил. Примерное время переброски этих подразделений в Цебари составляет (с учётом сложной пересечённой местности) не более 30 минут. Однако, видимо, не поступило команды на выдвижение.

К моменту выхода номера в печать ситуация на месте оставалась довольно сложной. Люди требуют скорейшего наказания убийц Заурбека Газимагомедова. В самом же Цебари люди активно вооружаются и ведут круглосуточное дежурство на въездах и выездах из села. На момент выхода номера в печать в окрестностях Цебари были слышны одиночные выстрелы. Известно, что сотрудники ОМОН прочёсывают лесной массив.

Диверсионные вылазки боевиков в Цунтинском районе происходят периодически. Только за последние семь месяцев здесь убиты два охотника и двое пограничников. Не менее громкое убийство произошло в сентябре 2011 года. В селе Междуречье было обнаружено тело 39-летнего Абдулгапура Валиева, который работал медицинским братом в участковой больнице. На одном из сайтов, поддерживающих боевиков, говорилось, что свои действия они мотивировали тем, что медбрат лечил сотрудников полиции. «В Цунтинском районе убит ‘‘стукач’’» – был озаглавлен тогда материал на сайте…  

Номер газеты