[ Медведеву поставили пять ]

В четверг, 19 ноября, председатель Высшего совета партии «Единая Россия» Борис Грызлов озвучил пять фамилий кандидатов на пост главы Дагестана, которые партия предложила на рассмотрение президенту России.

Среди кандидатов Борис Грызлов назвал президента РД Муху Алиева, вице-премьера дагестанского правительства Магомеда Абдуллаева, советника председателя Совета Федерации Магомеда Магомедова (Смоленский), депутата НС РД Магомедсалама Магомедова и начальника Управления Федерального казначейства РФ по РД Сайгидгусейна Магомедова. Вопреки ожиданиям, в заветный список кандидатов не попал мэр Махачкалы Саид Амиров. Политические ходы, заключаемые союзы и соглашения, активная работа в СМИ по вскрытию недостатков в работе республиканских органов власти, помноженные на высокий рейтинг Амирова (подробнее о рейтингах на 7, 8 стр.) не принесли ожидаемого результата. Вполне возможно, что на заседании Генерального совета «Единой России», которое пройдёт сегодня, 20 ноября, его фамилия также будет названа. В случае если Генсовет посчитает, что Амиров должен быть в числе кандидатов и включит его в список претендентов, у махачкалинского градоначальника появится вполне осязаемый шанс побороться за успех.
Ожидалось, что первый шаг по предложению кандидатов в главы республики президенту России сделают из Дагестана. К 20 ноября политсовет дагестанского отделения партии должен был провести заседание и предложить свой список тех, кого хотел бы видеть во главе республики. Однако фамилии претендентов обществу озвучил не секретарь ДРО партии, премьер РД Шамиль Зайналов, а Борис Грызлов. Мы, в преддверии XI съезда «Единой России», который пройдёт 20 и 21 ноября в Санкт-Петербурге, пытались в течение двух суток узнать у руководителя пресс-службы дагестанского отделения партии Уллубия Эрболатова, когда состоится заседание дагестанского политсовета и состоится ли оно вообще. Однако пресс-служба упорно не поднимала телефонную трубку…
С учётом всех этих косвенных признаков можем сказать, что Дагестан отказался от проведения заседания полисовета как формы выдвижения кандидатов в главы республики. Согласно существующему законодательству партия, победившая на выборах в региональный парламент (в нашем случае – «Единая Россия») вправе, а вовсе не обязана предложить президенту России кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта федерации. Видимо, дагестанский политсовет, отказавшись от проведения заседания по кандидатурам, решил переложить эту головную боль на плечи своих «старших» товарищей, что, судя по всему, и было сделано Грызловым. И теперь заседание Генсовета партии, согласно уставным нормам, предложит список Грызлова президиуму Генсовета, а тот – президенту России.
Среди причин того, почему влиятельные дагестанские единороссы поступили таким образом, есть и такая: политические силы, которые видят себя во главе республики, решили не заморачиваться на дагестанском президиуме партии, где позиции президента РД достаточно сильны, а решать вопрос путём личных контактов в руководстве центрального офиса «Единой России» и в Кремле. Только этим и можно объяснить появление в списке таких персон, как Магомедсалам Магомедов и Магомед (Смоленский) Магомедов.
Отметим, что, с точки зрения развития российского федерализма, в подобном поведении дагестанской политэлиты (перекладывание обязанности выбирать президента с себя на других) нет ничего хорошего. Отказываясь решать вопрос о том, кто будет главой Дагестана на местном (республиканском) уровне, мы, по сути дела, делаем шаг от федерации к унитарному государству, в котором наша республика всего лишь одна из провинций, на окраине России. Но кто же в такой момент думает о вечном?..
Для сведения отметим, что среди кандидатов в президенты Дагестана трое носят фамилию Магомедов, трое – имя Магомед, четверо являются членами партии «Единая Россия», а один – её сторонником (Муху Алиев): четверо аварцев и один даргинец. Последнее обстоятельство, конечно же, даст некоторым силам, болезненно реагирующим на вопросы национального квотирования, очередной повод вновь заговорить о неправильной политике республиканской власти и об ущемлении отдельных национальностей.
Изучая список кандидатов в президенты, пока нельзя точно и чётко ответить на вопрос, у кого из них больше шансов стать главой республики. Есть некоторая уверенность, что до середины декабря ещё будет не совсем понятно, кого выберет Дмитрий Медведев. Определённо же пока можно сказать следующее: у всех кандидатов относительно равные шансы, и Медведев назначит президентом того, чья программа действий, личные данные будут соответствовать стратегической линии, которую Кремль начинает проводить на Кавказе. Здесь и призыв, обращённый к состоявшимся и состоятельным кавказцам «идти в (свой) народ», и предложение о введении должности «человека, лично ответственного за Кавказ», и поддерживаемая замглавы администрации президента РФ Владиславом Сурковым идея о создании в «Единой России»… мусульманского крыла партии! (Инициативу о создании «крыла» выдвинули президент Чечни Рамзан Кадыров и бывший сотрудник санкт-петербургской администрации Юнис Лукманов, а поддержал её известный бизнесмен Михаил Гуцериев, который долгое время находился в опале и даже обвинялся в неуплате налогов. Как Ходорковский.)
Эти шаги, по мнению Кремля, должны стабилизировать ситуацию на Кавказе, а также направить в нужное (неразрушительное) русло исламское движение, которое набирает силу. Подобную смену оценок ситуации на Кавказе «Черновик» связывает с убийством 5 июня министра ВД по РД Адильгерея Магомедтагирова, внезапно открывшее перед Кремлём истинное положение вещей.
Номер газеты