[ «М» и «П» сидели на трубе ]

Руководство ОАО «АК \'\'Транснефть\'\'» обратилось к президенту и министру внутренних дел Дагестана с жалобой на резкий рост хищений нефти из трубопровода «Баку-Новороссийск». Констатируется, что незаконный отбор нефти из трубы превысил лишь за июнь и июль 4,5 и 13,6 тысяч тонн соответственно.

Рост цен на нефтепродукты вызвал всплеск хищений. Объёмы ежесуточно расхищаемого составляют сегодня порядка 600 тонн. Только за лето было обнаружено и перекрыто восемь законспирированных врезок. И промысел набирает обороты. По итогам августа, убытки нефтетранспортников возросли до $240 тыс. в день. Чистый навар расхитителей за прошедшие два месяца оценивается «ЧК» в $3,7 млн!

По словам замруководителя компании Сергея Хардыкина, обратившегося к президенту Магомедсаламу Магомедову, неблагополучная ситуация на дагестанском участке связана с покровительством со стороны… местных правоохранительных органов. И перемена МИЛИЦИИ на ПОЛИЦИЮ улучшений не принесла.

Наиболее часто воровство регистрировалось в 2006–2008 годах – в Каякентском, Дербентском и Тарумовском районах. А в Кизлярском и Ногайском хищения умело покрывались, поэтому практически не регистрировались. В последнее же время «пальму первенства» перехватил Кизилюртовский район. И связано это, в большей степени, с заметно усилившимся жёстким контролем местной полиции над «врезным промыслом» и патронированием ею криминальных групп.

Помимо лежащей на поверхности версии о столь широких масштабах хищений, объясняющей это высокими ценами на нефтепродукты, есть ряд других, более глубинных причин:

а) относительное «затишье» в хищениях наступило 2009-2010-х годах, как отмечает агентство REGNUM. Тогда «Транснефть» открыла в республике представительство своей дочерней компании ОАО «Черномортранснефть», которая, приняв контроль над охраной дагестанского участка нефтепровода, заменила руководство прежних охранных подразделений. Это вызвало временный «ступор» у местных крышевателей;

б) тогда же произошёл обвал цен на мировых и российских рынках нефти;

в) в тот же период дагестанские бензозаправщики, предварительно затоварившиеся дорогим (по текущей конъюнктуре цен) бензином, начали второпях сбывать его, чтобы рассчитаться по высокопроцентным кредитам, привлечённым ранее;

г) в те годы залихорадило и управление ОАО «Дагнефть-Роснефть», которое из-за перехода на необоснованно-экономный режим деятельности (в основном, за счёт зарплат работающих на скважине и сокращения штатов) потеряло лояльность работников, и те перестали препятствовать хищениям на сопряжённых участках;

д) усилился приток нефти из соседней республики. Чеченские нефтяники вдвое увеличили добычу на «больших штуцерах» и длинных фильтрах;

е) в 2009 году под давлением департамента по экономической безопасности (ДЭБ) МВД РФ (инициатива УФСБ по РД) на время приостановило деятельность большей части из 52 действующих доселе нелегальных перерабатывающих заводов. В 2010 году две небезуспешные попытки ограничить «самоварщиков» предпринял и Александр Хлопонин;

ё) усилилась в позапрошлом году и внутриусобица профессиональных нефтеврезчиков за передел подступов к трубе. В притязаниях друг к другу (за стукачество, подставы) было убито несколько влиятельных акторов этого сегмента.

Это всё привело к резкому избытку («затовариванию») нефтепродуктов. Соответственно – к понижению спроса. Воровать стало тогда не столь рентабельно, а риски увеличились. Но сегодня всё возвращается на круги своя.

Республика не может загрузить легальной нефтью мощности двух сертифицированных заводов – ОАО «Каспий-1» и ОАО «Дагнефтепродукт». Недобросовестную конкуренцию им навязывают всё те же «самоварщики». (Читайте в ближайших номерах.– Прим. ред.). 

Номер газеты