[ Линчеватели в погонах... и без ]

В ночь с четверга на пятницу 1 июля в посёлке Новый Хушет (пригород Махачкалы) разыгралась кровавая драма. В эпицентре событий (драки с применением огнестрельного оружия) оказались сотрудники милиции, женщины и даже малолетние дети.

«В Дагестане попытка использовать автомобиль «Жигули» как маршрутное такси обернулась трагедией. В салон машины набилось восемь человек, после чего там вспыхнула ссора, закончившаяся перестрелкой». На следующее утро cо сводками подобного содержания и со ссылкой на следственное управление СК РФ по РД запестрели новостные ленты федеральных и республиканских информагентств.

Корреспонденты «ЧК» побывали на месте инцидента и восстановили хронологию событий со слов очевидцев. Примерно в 21:30 у продуктового магазина в центре Хушета притормозил автомобиль ВАЗ-2106. В нём находились жители Буйнакска: Мурад Сулейманов (водитель) с женой и 8-месячным сыном и сотрудник ППС ОВД по Буйнакску Махмуд Чалабиев с семьей (супруга и двое малолетних детей). Семьи возвращались с моря. Чалабиев пошёл в магазин за водой. А Сулейманов, пытаясь подать машину поближе к магазину, задел небольшое ограждение. Это возмутило четверых местных жителей. Разгорелась словесная перепалка. На шум выбежал Челабиев и вмешался в спор. Разговор перерос в потасовку. Один из хушетцев – Кадырбек Гасанов сзади обхватил сотрудника. В ответ Чалабиев выхватил табельный пистолет и, вывернув руку, через плечо произвёл в него один выстрел. Пуля угодила в сердце Гасанова, он погиб на месте.

То, что произошло потом, имеет две версии. По одним данным, Чалабиев сразу сел в машину, и Сулейманов поспешил уехать с места происшествия. По другим, в ответ на выстрел милиционера стал стрелять один из местных жителей. По крайней мере, среди них, по словам очевидцев, был и инспектор ОБ ППС при МВД РД, лейтенант Тагир Магомедов. Как бы ни было, «шестёрка» с места перестрелки уехала, и на выезде из посёлка Сулейманов не вписался в поворот. Машина опрокинулась в КОР. 11-месячного сына Чалабиева выбросило в канал. Через 4 минуты к месту аварии подъехали несколько хушетцев и с ходу набросились на Сулейманова и Чалабиева. Избиение длилось около пяти минут, но этого хватило, чтобы водитель «шестёрки» получил тяжёлые травмы. Через час он скончался в реанимации РКБ. Буйнакский блюститель порядка с многочисленными травмами доставлен в больницу. Тело утонувшего мальчика нашли в четырёх км от Хушета только утром 3 июля. Инциденты, связанные с неправомерным использованием милиционерами огнестрельного оружия, в Дагестане случаются с чудовищным постоянством. 16 декабря 2010 года в том же Новом Хушете лейтенант милиции Аскер Магомедов расстрелял ужинавшую группу людей. Один погиб на месте, двое получили тяжёлые ранения. В 2009 году в Каспийске прапорщик милиции застрелил из пистолета свою жену, после чего выстрелил себе в голову. Но выжил.

Нередки у нас случаи несостоятельности сотрудников в разрешении конфликтов. В мае 2009 года присутствие почти полного состава Каякентского РОВД не предотвратило массовой драки между жителями сёл Герга и Каякент. Тогда погиб один человек, а более десяти, в том числе и сами милиционеры, получили ранения.

В том же Каякентском районе, в селе Башлыкент, в 2007 году случилась не менее драматичная история. Двоих местных жителей, подозреваемых в изнасиловании девушки, сельчане сожгли заживо. Милиционеры не предприняли ничего, хотя за день до этого знали о готовящемся самосуде. Такие казни возможны только тогда, когда не работают государственные законы.

На фоне подобных историй продолжается переаттестация сотрудников дагестанского МВД. Этот процесс скрипит, потому что нынешнему руководству, при всём желании, не удаётся расшибить железобетонную конструкцию адильгереевщины.

Номер газеты