Ликвидация по факту

Минувшие выходные в нескольких республиках Северного Кавказа проводились крупные контртеррористические операции, в результате которых нейтрализованы целые обособленные группы боевиков. Наиболее масштабной спецоперацией стал штурм частного дома с применением бронетехники в селе Гурбуки Карабухкентского района 12 декабря. Национальный антитеррористический комитет уже заявил о ликвидации организатора ряда террористических актов, в том числе в Волгограде ровно год назад.

За последние годы в Карабудахкентском районе вводилось бесчисленное количество режимов КТО. В большинстве случаев взоры силовых структур обращены на два населённых пункта – Губден и Гурбуки. В связи с этим по периметру сёл постоянно функционируют специальные заградительные посты, усиленные прикомандированными бойцами подразделений МВД России. Один из них располагается на развилке дорог, ведущей именно в данные сёла. Проверки автотранспорта и людей, проезжающих этот участок, зачастую с пристрастием, здесь – обычная процедура. Тем не менее в минувшую пятницу крупные силы спецназа МВД при поддержке бойцов ЦСН ФСБ блокировали один из микрорайонов Гурбуки, а СМИ распространили информацию о нахождении в населённом пункте хорошо организованной и вооружённой группы боевиков.

 

Переговоры и штурм

 

Как нам стало известно в ходе беседы с источником, близким к спецслужбам, вначале штурмовые группы не имели подробной информации о количестве засевших в доме боевиков, а также степени их боеспособности. Однако первый огневой контакт произошёл уже по мере занятия спецназом позиций: несколько блокированных под прикрытием массированного огня попытались с боем прорвать кольцо окружения, но, потеряв одного убитым в перестрелке, вынуждены были отойти на прежние позиции – в дом. Затем наступило затишье, и к этому времени в зону КТО подтянулись дополнительные подразделения силовиков и бронетехники. Удалось установить связь с боевиками, в ходе которой выяснилось, что в осаждённом доме находятся также женщины и дети. Добровольно согласились выйти только две женщины. По данным МВД, они являются сёстрами Завджат Даудовой – супруги лидера дагестанских боевиков Ибрагимхалила Даудова (убит в результате спецоперации в Гурбуки в феврале 2012 года – «ЧК»). Сама же Завджат, напомним, погибла в Москве после того, как случайно сработала самодельная бомба, которую она, по мнению правоохранительных структур, планировала подорвать на Красной площади 31 декабря 2010 года. Двое сыновей Даудовых также убиты в разные годы в перестрелках с силовиками.

С собой женщины вывели и двоих детей. Третья, по предварительным данным – дочь хозяина дома, отказалась покидать жилище. Также, по первичным сведениям, среди блокированных находился её муж, 20-летний, но уже с немалым стажем боевик Омар Магомедов (Абу ад-Дарда)

Непосредственный штурм был скоротечным. Интенсивный пулемётный и гранатомётный обстрел, сопровождаемый выстрелами зажигательными снарядами, привёл как к частичному разрушению строения, так и его возгоранию. После боя и разбора завалов в доме были обнаружены четыре обгоревших тела. Сейчас проводится экспертиза на предмет их точной идентификации. Тем не менее в Национальном антитеррористическом комитете почти не сомневаются в том, что среди убитых есть и тело лидера кадарской диверсионно-террористической группы Мурада Залитинова (на фото слева), больше известного под исламским позывным Абу Тахир.

Впервые в сводках антитеррора его имя прозвучало в 2012 году, после нападения на мечеть в селе Карамахи. Напомним, тогда группа вооружённых людей ворвалась в мечеть, когда там находились прихожане, уложила их на пол лицом вниз, а затем вывела на улицу имама Магомедкамиля Гамзатова, местного жителя Юсупа Ичакаева и расстреляла их. После этого нападавшие подожгли мечеть и скрылись. Визуально их, правда, никто не распознал, но очевидцы сообщали, что узнали Залитинова по голосу. Примечательно, что Юсуп Ичакаев приходился родным дядей убитого 4 года назад Исмаила Ичакаева, на тот момент лидера кадарской ДТГ. Он принимал активное участие в боях против федеральных сил летом-осенью 1999 года и считался весьма значимой фигурой в иерархии членов диверсионного подполья, а убийство его дяди, по некоторым сведениям, было связано с местью боевиков за «вероотступничество» последнего.

Абу Тахиру инкриминируют ещё несколько эпизодических убийств, в частности пятерых охотников недалеко от Карабудахкента и имама кадарской зоны Зайнудина Дайзиева в 2010 году. Помимо этого Залитинова называют одним из организаторов двойного террористического акта на улице Дахадаева в 2011 году. Примечательно, что в координации этого же теракта обвиняли лидера махачкалинской ДТГ Руслана Дарсамова (Абу Усман), убитого неделю назад в Махачкале. В истории вооружённого противостояния в республике уже имелись случаи, когда нейтрализация одного лидера боевиков позволяла силовикам выйти на след других. Как правило, подобная информация черпается из содержимого телефонов или других электронных носителей, а также рукописей. Не исключено, что спецоперация в Гурбуки стала плодом нейтрализации Дарсамова.

Впрочем, самой серьёзной диверсией на счету Залитинова, согласно сведениям НАК, является организация двух терактов в Волгограде почти год назад. В результате двух взрывов, в здании железнодорожного вокзала и в салоне городского троллейбуса, тогда погибли свыше 30 человек, несколько десятков получили ранения. Стоит отметить, что с тех пор в результате нескольких спецопераций в Дагестане были убиты боевики, которых также называли организаторами волгоградских взрывов.

Тем временем результаты другой спецоперации, прошедшей в тот же день в Каякентском районе, не столь однозначны. По данным правоохранительных органов, в результате перестрелки в лесу возле Пушкин-Тау были убиты два боевика избербашской ДТГ, Магомед Камалов и Камиль Алимов. Однако родственники Камалова ранее, 4 декабря, заявляли об его исчезновении, предполагая похищение. Они утверждают, что в тот день Камалов принял заказ и выехал замерить стеклопакеты. Примечательно, что убитый не находился в розыске и, по нашим сведениям, правоохранители не имели к нему каких-либо претензий. Впрочем, он находился под негласным наблюдением полиции как приверженец салафизма.

Только за уходящий год в республике в результате контртеррористических операций убито по меньшей мере 140 боевиков, включая нескольких лидеров ДТГ. В 2013 году число нейтрализованных членов НВФ составило около 170 человек. Отметим, по оценке спецслужб, всего на территории Дагестана действуют чуть больше 200 активных боевиков. Такие данные поступают на протяжении последних трёх лет. Отсюда выходит, что подпольё постоянно пополняется новыми членами, по статистике на место каждого убитого боевика приходит как минимум один новый. Практика же борьбы с ними пока только одна: прямолинейная силовая – ликвидация по факту.

Номер газеты