[ К Грузии with love… ]

4 января в посёлке Шамхал состоялось собрание представителей одной из малочисленных народностей нашей республики – дидойцев. На повестке дня значился один вопрос – поездка дидойца Магомеда Гамзатова в Грузию и его обращение к парламенту этой страны с просьбой оказать содействие в решении проблем дидойцев – развитии языка, культуры и признании их отдельным этносом.

Обращение Магомеда Гамзатова к грузинскому парламенту восприняли в республике неоднозначно. Если руководители и представители общественности Цунтинского района (дидойцы исторически компактно проживают в Цунтинском районе. – Прим. ред.) публично осудили действия Гамзатова, то большинство из трёх с половиной тысяч дидойцев, проживающих в Шамхале, поддержали инициативу своего земляка.

Открыл собрание сам Магомед Гамзатов, который отметил, что сегодня дидойцы добиваются решения двух главных вопросов – официального признания дидойцев отдельным народом и его депортации. Он рассказал, что в августе 2010 года обращался в приёмную Уполномоченного по правам человека при президенте РФ, но все его попытки ознакомиться с письменным ответом не увенчались успехом, что и вынудило Гамзатова искать справедливости у наших западных соседей.

Накануне нового года Гамзатов благополучно добрался до Тбилиси с целью встретиться с президентом Грузии Михаилом Саакашвили, но смог добиться только аудиенции председателя комитета парламента этой страны по делам диаспор Нукзара Циклаури. В его кабинете в присутствии 20 депутатов парламента и представителей ведуших грузинских СМИ несколько учёных-лингвистов пообещали Гамзатову оказать помощь в изучении дидойского языка и разработке грамматического словаря.

Досталось на собрании и бывшему руководителю Дагестана – Абдурахману Даниялову. «Нас включили в аварскую группу, потому что находимся рядом, чтобы аварцев было больше и чтобы мы голосовали за их лидеров», – заключил шамхалец Пайзула Сайпудинов.

Версию того, что дидойцы просят присоединить себя к Грузии, собравшиеся отвергли, сказав, что обращение к грузинскому парламенту – это лишь попытка привлечь внимания международных правозащитных организаций.

История отношений грузин и дагестанцев, в частности жителей приграничных территорий нашей республики, довольно богатая. Кстати, не всегда они были ровными. Ещё со времён родо­племенных отношений и вплоть до установления советской власти дагестанцы (в основном аварцы с приграничных районов нашей республики) совершали набеги на территорию Грузии, опустошая не только соседние сёла, но и населённые пункты в глубине грузинской территории. И среди этих лихих джигитов было немало и дидойцев с ныне Цунтинского района. Авантюрных горцев не останавливало и то, что в Грузии были расквартированы несколько вооружённых русских батальонов.

Номер газеты