[ И пришёл спаситель... ]

Сенатор Сулейман Керимов стал владельцем футбольного клуба «Анжи». Два дня назад президент Дагестана Магомедсалам Магомедов и председатель Народного Собрания Магомедсултан Магомедов, которые стояли у истоков создания клуба в 1991 году и входили в его руководство, подтвердили журналистам факт передачи клуба новому владельцу.

Сулейман Керимов ещё при президенте Муху Алиеве выходил с инициативой о приобретении команды, однако тогда сторонам не удалось достигнуть согласия. По словам нынешнего президента Дагестана, футбольная команда была отдана владельцу «Уралкалия» фактически даром, но небезвозмездно.

«Анжи» сегодня больше нуждается в Керимове, чем он в нём. Цена вопроса не обсуждается, так как, по коммерческим меркам, «Анжи» ничего не стоит: база клуба находится на балансе Минспорта, собственного стадиона у клуба нет. Фактически есть только бренд и прописка в Премьер­-лиге российского чемпионата. По данным газеты «Ведомости», в 2009 году выручка «Анжи» составила 2,59 млн рублей, а чистый убыток – 132,1 млн рублей.

В 2010 г. году Управление Пенсионного фонда по РД называло «Анжи» в числе крупнейших должников по пенсионным отчислениям. Тогда же поднимался и вопрос о банкротстве клуба.

После того как из бюджета республики исчезла строка «Финансирование футбольного клуба», его президент Магомедсултан Магомедов приложил немало собственных усилий для выживания «Анжи» в Первой-лиге и даже вывода её в элиту российского футбола. В последних сезонах финансовую помощь «Анжи» оказывал владелец сети «Эльдорадо» Игорь Яковлев,которого с Магомедсултаном Магомедовым связывали давние отношения. Помогал клубу и сам Керимов.

По данным ЕГРЮЛ, на которые ссылаются те же «Ведомости», до принятия решения о передаче клуба Керимову 49,9 % «Анжи» принадлежали Дагнефтепродукту и 49,9 % – ООО «Ивиэич», которое находится в офисе, ранее принадлежавшем «Эльдорадо».

По словам Магомедсалама Магомедова, дагестанский магнат «некоторое время сомневался, смотрел, изучал, но мы его убедили. О финансовой составляющей речи не идёт: фактически это передача клуба Сулейману Керимову».

В планах Керимова – улучшить материально-техническую базу клуба и начать строительство собственного стадиона, способного принять и матчи чемпионата мира по футболу, вероятность проведения которых в Дагестане в 2018 году президент Дагестана не исключил. «Это (проведение матчей чемпионата мира по футболу. – Прим. ред.) находится на стадии нашего желания. Мы будем говорить о том, что мы сможем подготовиться и реализовать проекты по строительству соответствующей инфраструктуры»,– сказал президент РД. 

Места под новый стадион в Махачкале уже нет, поэтому вероятно, что под его строительство будет выделена территория в другом городе Дагестана, лишённом шлейфа негативной информации (в частности, о терактах), как в Махачкале (об одном из таких городов см. на стр. 7 – Прим. ред.). Этот фактор увеличит вероятность перехода в махачкалинский клуб иностранных футболистов.

Качественные улучшения клуба, наверно, позволят исключить такие нелепости, как информационное обеспечение «Анжи»: если отсутствие информации на официальном сайте о смене владельца клуба ещё можно списать на суету по поводу этой самой смены владельца, то как объяснить, что в разделе «История клуба» «Анжи» всё ещё числится командой первого дивизиона? А ведь именно к этому сайту было приковано внимание федеральных журналистов на минувшей неделе.

За всей эмоциональной составляющей процесса перехода клуба из рук в руки можно было не заметить трёх ключевых вещей:

Первая – «Анжи» перестал висеть на шее республиканских структур. Как показывает практика, такие дотационные команды-мыльные пузыри («Ротор», «Москва», «Амкар», «Сатурн» и др.) склонны лопаться. А Магомедсалам Магомедов первым из губернаторов так ярко осуществил призыв Дмитрия Медведева избавляться государству от непрофильных активов (О том, чем чреваты непрофильные активы, см. 6 стр.).

Вторая – сделка по передаче клуба развеивает циркулирующую информацию о том, что у руководства республики сложились непростые отношения с Сулейманом Керимовым. И тут даже не стоит рассматривать версию о том, что Керимов взял клуб с целью сохранить своё кресло сенатора. Неравнозначны по цене эти категории (см. «Правый выбор Дагестану» в № 1 «ЧК» от 14 января 2011. – Прим. ред.).

Третья вклад Керимова в дагестанский бизнес (а проект «Анжи» сейчас будет рассматриваться как бизнес-проект хотя бы для того, чтобы свести к нулю убытки) – это хороший (в первую очередь, для дагестанских предпринимателей и во вторую – для внешних инвесторов) знак того, что в Дагестан можно вкладываться.

(О том, как достичь того, чтобы футбольный клуб не был обузой для владельца, а приносил прибыль, читайте на 22 – 23 стр. «ЧК». – Прим. ред.)

Номер газеты