Это слово «чекист»

Начальником УФСБ РФ по РД назначен Александр Миронов. Прежний руководитель, Андрей Конин, возможно, пойдёт на повышение – в центральный аппарат ФСБ РФ.

Миронов прилетел в республику в сопровождении заместителя директора ФСБ РФ Александра Седых. Во вторник они встретились с главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым. Присутствовал и покинувший свой пост в звании генерал-лейтенанта и уезжающий с орденом «За заслуги перед Республикой Дагестан» Андрей Конин.

Впрочем, говоря об основной заслуге экс-начальника спецслужбы, Абдулатипов подчеркнул обеспечение безопасности во время Олимпиады в Сочи, в частности минимизацию террористической угрозы. А теперь к главному.

С назначением (в марте 2011 года) Андрея Конина (а этот процесс начался при его предшественнике Вячеславе Шаньшине – «ЧК») в республике существенно повысилась внутренняя дисциплина офицеров госбезопасности. Вернее, в относительной степени реанимирована вертикаль иерархии неукоснительной подчинённости ведомственным интересам, основанная на взаимном контроле, хотя пока и без полного взаимного доверия.

Другая сторона деятельности прикомандированных силовиков – их взаимоотношения и контакты («дружественные») с разного рода группами политического влияния. В отличие от некоторых своих предшественников, например, генерала ФСБ Николая Грязнова, Конин дистанцировался от них, но максимально и лучше, на наш взгляд, это удавалось тому же Шаньшину. 

Без существенной новизны, но всё же продолжил Конин и тактику своего предместника по ведению борьбы с боевиками. Бойцы ЦСН ФСБ активно практикуют переговоры с ними, часто привлекая в этот процесс близких родственников осаждённых. Но, следует отметить, хотя в республике нет тотального преследования инакомыслящих как такового, добиться релаксации социальной напряжённости в этом сегменте спецслужбам не удалось. Здесь, видимо, также сказались отсутствие взаимного доверия и контроля правоохранительных структур, а также фактически обособленные и контрпродуктивные действия отдельных «офицеров», по сути, не боровшихся с экстремизмом, а скрытно моделировавших криминогенную ситуацию в республике. Арестованный неделю назад по подозрению в организации многочисленных разбойных нападений начальник межмуниципального отдела ВД «Кизилюртовский» Асхабали Заирбеков – тому подтверждение.

Надо отметить и интерес УФСБ при Конине к высокоорганизованной экономической преступности. Заделы, сложенные на агентурных данных ведомства в доконинский период, на наш взгляд, дали всходы, но так и не доросли до ощутимых размеров. Это и незаконные возмещения НДС предприятиям, специально созданным для реализации фиктивных сделок с целью хищения бюджетных средств, и уход от обложения акцизными налогами в сфере оборота алкогольного производства. И то и другое на общую сумму несколько млрд рублей. Ну и в заключение отметим, что Александру Миронову в любом случае придётся разгребать всё то, что разворотила спецслужба в Дагестане за последний год, естественно, при участии коллег из центрального аппарата ФСБ.

Тем не менее предполагаемая специализация главного чекиста в республике (версия «ЧК») – борьба с экстремизмом и терроризмом.  

P. S. У редакции имеется следующее предположение. Мы не исключаем того, что Андрей Конин не потеряет связи с республикой  и в обозримом будущем вернётся в регион. Возможно, уже не в ранге силовика…  

Номер газеты