Депутатское возмущение

Заседание Народного собрания РД, прошедшее 30 мая, запомнится не тем, что на нём во втором и окончательном чтении был принят Закон «О порядке избрания Президента РД депутатами НС РД» и другие не менее важные законодательные акты. Ярким пятном – красным – было выступление в рамках депутатского часа представителя фракции КПРФ Магомеда Магомедова, впервые озвучившего претензии партии в адрес судебной власти, прокуратуры и других силовых структур республики.

Депутат-коммунист Магомед Магомедов довольно долго говорил о проблеме террора общими словами. Он высказал слова осуждения в адрес тех, кто совершил последние теракты в Махачкале, и призвал правоохранительные органы активно заняться расследованием этих событий. В то же время коммунист, чего раньше не наблюдалось за этой депутатской фракцией, поднял проблему проведения спецопераций в республике, а также вопрос о надзоре прокуратуры за соблюдением законности силовиками при проведении КТО. «Осуждая террор, необходимо осудить и беспредел в правоохранительных органах», – категорично высказался Магомедов. Он напомнил, что в Дагестане уничтожаются не только боевики, но и те лица, в отношении которых нет даже уголовного дела. «Мы слышим, что убит очередной предполагаемый боевик. А был ли предполагаемый боевик таковым, мы уже доказать не можем в связи с его смертью», – подчеркнул депутат и стал говорить о фактах мародёрства, происходящих после проведения различных спецопераций. «Методы, которые использует Израиль против Палестины, нам не подходят... Необходимо ставить вопрос о минимизации жертв», – заявил он. В качестве примера Магомедов привёл спецоперацию в посёлке Семендер (пригород Махачкалы), в ходе которой был убит депутат Унцукульского райсобрания Магомедхабиб Магомедалиев. Депутат возмутился тем, что Магомедалиев сначала был взят живым, но затем оказался убитым: «Почему эти боевики не были задержаны и не предстали перед судом? Почему сотрудники ФБР взяли живым одного из братьев Царнаевых? Тяжелораненого вылечили и готовятся к суду. Они что, убить его не могли что ли?!»

Поднял Магомедов и проблему невыдачи тел боевиков их родственникам, а также преследования родных боевиков. «Я не слышал, чтобы боевики не выдавали тела убитых сотрудников. Неужели власти хуже боевиков? Даже по закону родные могут не свидетельствовать против своих родственников, так почему же силовики преследуют родственников боевиков?» – заявил Магомедов. Проехавшись по судебной системе, приговаривающей тех, кто украл мало, к реальным срокам осуждения, а тех, кто много, – к условным, а также различающей подсудимых по национально-религиозному признаку («мусульманам и кавказцам дают жёсткие сроки, а представителям другой национальности – минимум»), коммунист обратил внимание депутатов на плакат, висящий на махачкалинской площади. На этом плакате изображены президент РФ Владимир Путин и врио главы РД Рамазан Абдулатипов, пожимающие друг другу руки (кстати, последний сегодня отсутствовал в зале НС РД, так как должен был встретиться с первым). «На этом плакате написано, что Дагестан находится 200 лет в составе российского государства. Как это понять? Двести лет назад был подписан Гюлистанский договор, согласно которому Персия уступила Дагестан России. Мы что, когда-то в Персию входили что ли? Как мы можем этот день отмечать?» – задавал риторические вопросы коммунист.

Его речь вызвала ответную реакцию первого зам. прокурора РД Магомеда Дибирова. Он назвал выступление коммуниста безответственным, а затем то ли намекнул, то ли искренне сказал, что «двери прокуратуры, полиции и ФСБ всегда открыты для депутатов». По поводу жёстких спецопераций и выдачи тел боевиков Дибиров отметил, что по каждому факту проводятся проверки и есть судебная власть, куда могут обратиться все недовольные результатами этих проверок. «Если есть факты продажи тел боевиков, сообщите, будем выяснять…» – сказал Дибиров.

P. S. Закон о порядке избрания главы Дагестана прошёл без обсуждений. 76 депутатов сказали ему «да», пятеро были против.

Номер газеты