Существуют полярные точки зрения на роль ислама в жизни дагестанского общества. Редакция «ЧК» попыталась выяснить полемичность темы, обращаясь с одинаковыми вопросами к разным людям: 1) Религия и общество – грани взаимоотношений. 2) Какова степень вашей сопричастности к исламскому миру? 3) Для части политиков наибольшая проблема человечества заключается в потере религиозного горизонта. Насколько они правы? 4) Ислам и терроризм – связи между ними. 5) Дагестан в глубочайшем кризисе. Многие видят спасение в определённой шариатизации законодательства республики. Ваше мнение?
Ибрагим Шамов, профессор ДГМА1) Человек, по сути, слаб, ему становится жутко при мысли, что никто пока не смог дать ответ на вопрос, для чего он живёт. И на этом фоне «утопающие» люди и хватаются за соломинку религии, придуманной ещё в древности. Такими людьми и должна заниматься религия. К сожалению, зачастую вместо этого религиозные деятели пытаются захватить власть, принудить всех желающих и нежелающих поверить в свои догмы, а тех, кто упорствует в своём нежелании, подвергнуть насилию.
2) Никакая. Я родился в обычной семье в великом интернациональном обществе – СССР. Я кубачинец, а кубачинцы и ранее, и сегодня абсолютно индифферентно относятся к исламу. Они позже всех приняли это чужеродное и навязываемое силой арабское учение (вспомним хотя бы «молотьбу» детей, которые устраивали в целом ряде мест Южного Дагестана «миссионеры» от ислама). 99% из тех, кто сегодня считает себя мусульманами, не понимают смысла читаемых ими «молитв», арабских текстов, которые они повторяют чисто механически. Подавляющее большинство из них не выполняет требований религии. Обвес и обсчёт – норма для наших бизнес-мусульман, употребление алкоголя – весьма распространённое явление среди большинства побывавших в хадже по «святым» местам, практически все, кто сегодня убивает политиков и других людей, носят на себе исламские амулеты, ходят в мечети и т. д.
3) Есть люди, которым в жизни нужны религиозные подпорки, чтобы обрести смысл жизни. Проблема не в потере религиозного горизонта. Сегодня на Земле у 80 человек из 100 нет достойного жилья, 70 из 100 неграмотны, 50 из 100 голодают. Идёт гонка вооружений. Вот что должно беспокоить человечество.
4) Терроризм – не изобретение исламистов. Но, увы, нет дыма без огня. По-моему, современные корни исламского терроризма – в двух религиозных доводах, популярных среди мусульман: а) мусульмане загнаны в бедность угнетением европейцами и американцами, и надо бороться при помощи террора, пока те не поделятся с ними богатствами; б) стремление к установлению всемирной исламской уммы.
5) Единственным рецептом процветания любого сообщества является работа – прежде всего работа ума. Для этого надо не только 5 раз и больше в день бить поклоны Аллаху, но и пять раз в день садиться и думать, что и как делать. Шевелить мозгами. И, наконец, начинать что-то делать. Для себя, для своих детей. А не ходить по улицам, требуя дележа мировых богатств.
Выход Дагестана из тупика – в неослабной, постоянной умственной и физической работе. Школьникам и студентам надо не «отбывать наказание», а день и ночь учиться, чтобы быть не только наравне с русскими или европейцами, но и впереди них. Безработным в сёлах – выращивать скот в таком количестве, чтобы обеспечивать мясом не только Дагестан, но и соседние Азербайджан, Грузию, Чечню. Вооружённым людям заниматься не бандитизмом, а следить за миром, чтобы здесь не было преступлений, и мог бы развиться мировой туризм, который бы способствовал расцвету республики, людям строить в своих селениях не бесконечные мечети, а школы и учреждения культуры, управленцам не расхищать деньги, а тратить их целевым назначением и т. д.
Мутаалим Хайбулаев, студент Северо-Кавказского исламского университета им. Магомед Арифа (г. Махачкала)1) На этой земле нет ни одного неверующего человека. Просто одни поклоняются Создателю всего сущего. Другие поклоняются атеизму, деньгам, женщинам, музыкантам, футболистам, профессии, своим детям, хакимам и т. д. и т. п.
Всевышний по Своей милости устанавливает через Книги и Пророков на Земле законы сосуществования людей, являющиеся высшим проявлением разумности, правильности, справедливости. А человек по своей недальновидности и патологической самоуверенности противится Богу, но любое общество достигнет своего наилучшего благополучия и процветания, лишь следуя и обязательно выполняя божеские установления, иначе – деградация и крах.
2) Я родился в исламской среде (слава Всевышнему). Именно эта среда и формировала систему моих жизненных ориентиров. Стараюсь выполнять всё обязательное и желательное, по мере возможности отдаляюсь от мерзостей (пьянство, прелюбодеяние, азартные игры, воровство и т. д.), от непослушания, в чём бы оно ни проявлялось, стремлюсь совершенствоваться духовно, познать Ислам, что бы ни приходилось переносить ради этого. И я доволен.
3) В своё время такие видные философы и мыслители как Иммануил Кант и Георг Гегель полагали, что тормозом на пути развития цивилизации является религия.
Прошло два века. И пришло время для бесспорных выводов. Человечество полностью секуляризовано, оно опирается на собственные поведенческие ориентиры, но вместо пострелигиозного рая на земле начались невиданные по своей жестокости и последствиям войны (кстати, все они развязаны немусульманами) с десятками миллионов жертв, интеллектом «homo sapiens» создано химическое и ядерное оружие и т. д.
И опять, оказывается, был выбран путь, ведущий в никуда. После этого многие вновь открыли уже было подзабытые банальности: цивилизация невозможна без духовности. Люди по-прежнему хотят знать, откуда они появились, что будет с ними после смерти и т. д. Эти стремления, в своей основе глубоко конфессиональные, сейчас направлены в сторону суррогатов религии. Человек энергично экспериментирует со всем подряд: с шаманизмом, сатанинскими культами, «путешествиями в себя» под действием наркотиков, учениями индийских гуру и прочими ныне модными учениями. А велосипед не нужно изобретать: надо просто вернуться под лоно истинной религии, исходящей от одного Бога.
4) Терроризм – орудие грязной политики. В исламе же убийство хотя бы одного невинного человека считается более тяжким грехом, чем разрушение самого Дома Аллаhа – Каабы.
Сегодня насильственным путём формируется однополюсный западный (вернее, североамериканский) мир. Все должны согласиться играть по правилам новых «хозяев Земли». В противном случае немедленно жди ярлыков типа «террористов и бандитов», что и происходит с мусульманами. Кроме того, эти ярлыки развешиваются и на ведущих освободительную борьбу в Ираке, Афганистане и Палестине. В мире живёт около 1,5 млрд последователей ислама. Что, все они террористы и бандиты?
Очередные претенденты на мировую власть понимают, что в реальности им противостоит только система мусульманских ценностей, поэтому они и делают всё для дискредитации своих оппонентов, выдавая единичные извращения за устойчивую систему.
5) Современный Дагестан находится в состоянии государственного идеологического вакуума. Власть не может предложить обществу чёткие объединяющие ориентиры ни на сегодняшний, ни на завтрашний день. Поэтому каждый занят чем горазд.
Проблема, по-моему, заключается в том, что религия загнана государством в мечети и медресе. Власть как бы говорит: вы – мусульмане только в культовых зданиях, за их пределами вы – обычные дагестанцы со всеми свойственными атрибутами. А им, как показывает жизнь, присущи отнюдь не лучшие черты характера.
Если же руководство республики постарается сделать некоторые моменты религии не частным, а общим делом, то лично я уверен, что время благих перемен для всех настанет очень скоро. ]§[
- 7 просмотров