[ Спиритические трансформации ]

(Окончание. Начало в № 46–47) Перестроечные ДУМы ...Горбачёвские реформы трансформировались для ислама в пору невиданного «ренессанса». Не говоря о других всплесках возрождения, можно отметить, что за краткий период только в Дагестане количество мечетей из официально зарегистрированных 27 возросло до нескольких тысяч.

Естественно, не остались в стороне от перемен и ДУМ, которых России в наследство от СССР достались два: ДУМ Северного Кавказа (ДУМ СК) с центром в Махачкале и ДУМ европейской части СССР (в дальнейшем – России) и Сибири (ДУМЕС) с центром в Уфе. Первую структуру возглавлял балкарец по национальности Махмуд Геккиев, вторую – татарин Талгат Таджуддин. Оба были назначенцами ещё советской эпохи. В силу ментальности прихожан более радикальным изменениям подверглось ДУМ СК. В марте 1989 года дагестанцы начали кампанию за смещение муфтия, что и произошло на конференции в Буйнакске 13 мая 1989 года. Геккиева обвинили в сотрудничестве с КГБ, коррупции и отсутствии необходимых знаний. Тогда же была захвачена и резиденция ДУМ СК в Махачкале. Однако избрать нового муфтия в силу внутренних противоречий (главным образом, межнациональных) больше не удастся; все последующие главы организации будут именоваться «временно исполняющими обязанности». Первым в череде «последних из могикан» стал кумык Магомед-Мухтар Бабатов. Он занимал пост до 10 июля. Через несколько дней ему на смену пришёл даргинец Абдулла Алигаджиев. Уже в октябре слагает полномочия Алигаджиев, его место занимает тоже даргинец Ахмед Магомедов. Кадровая чехарда продолжалась вплоть до конца 80-х годов. И в 1989 году духовный лидер Карачаево-Черкесии Исмаил Бердиев, выразившийся в том смысле, что внутридагестанские разборки противоречат межрегиональному статусу ДУМ СК, заявил о выходе из него и образовании собственного муфтията. Его примеру вскоре последовали ДУМ Чечено-Ингушетии, Кабардино-Балкарии и прочих северокавказских республик.

Несколько иная динамика перемен наблюдалась вокруг муфтия и муфтията ДУМЕС. На первоначальном этапе Таджуддин, как и любой постсоветский чиновник, всего лишь хотел сохранения за собой уютного кресла. Когда желание исполнилось, он, вследствие личных амбиций, стал претендовать на роль единого, наднационального, всероссийского муфтия. И это при том, что его поведение всегда отличалось, мягко выражаясь, оригинальностью. К примеру, в июле 1992 года в Набережных Челнах состоялось открытие мечети «Тауба», строительство которой велось на меценатские деньги, но контролировалось муфтием ДУМЕС. Многочисленные гости и первые прихожане с немалым удивлением увидели на красочных витражах молельного дома наряду с исламскими полумесяцами христианские кресты и иудейские шестиконечные звёзды.

В дальнейшем витражи были разрушены, а Таджуддин своё поведение мотивировал тем, что «в древнем Булгаре старая мечеть была украшена шестиконечными звёздами, а в Турции в оформлении некоторых мечетей использовались как шестиконечные звёзды, так и кресты. Давно настала пора объединения монотеистов под лоном единой церкви». В конце августа того же года он умудрился шокировать мусульман ещё раз: на открытии соборной мечети в селе Медина Нижегородской области пьяный Таджуддин, провозгласив, что «новая мечеть сродни новому кораблю», разбил бутылку шампанского о стену мечети. Около двух лет назад на одном из совещаний в Администрации Президента РФ он же во всеуслышание заявил, что для снятия напряжённости в межконфессиональных отношениях «надо пропустить по рюмочке водки – и тогда всё само собой рассосётся». После таких выходок некоторые заговорили уже о его психической невменяемости. Единение через раскол

Естественно, на таком фоне не мог не встать вопрос и о дроблении самого ДУМЕС. Летом 1992 года несколько башкирских имамов во главе с бывшим членом президиума ДУМЕС и нынешним муфтием Республики Башкортостан Нурмухаммедом Нигматуллиным, выступив по местному телевидению с жёсткой критикой Таджуддина, в конце заявили о проведении в августе в Уфе учредительного съезда, где в первую очередь намечалось выдвижение предложения об образовании собственного муфтията. Нигматуллин в числе прочих причин разъединения указал на то, что Таджуддин неоднократно обзывал его «тупым башкиром» (в составе президиума он был единственным башкиром, а из 128 имамов ДУМЕС башкир было всего трое). Прошедший в столице Башкортостана форум достиг своей цели: все участники, как и следовало ожидать, единогласно проголосовали за образование отдельного ДУМ РБ. Через день прошёл учредительный съезд уже ДУМ Республики Татарстан, который также провозгласил независимость от ДУМЕС. Далее череда суверенизации муфтиятов волной прошла и по оставшимся российским регионам, вплоть до тех, где мусульманское население мизерно или вообще отсутствует: в частности, сейчас имеется ДУМ Ямало-Ненецкого автономного округа! Но к концу 90-х годов пришла пора «сбора камней». В 1998 году в Назрани на конференции северокавказских ДУМ решено было создать Высший координационный центр мусульман Северного Кавказа. Тогда же часть российских ДУМов сплотилась вокруг Таджуддина, который из просто «муфтия» превратился в «шейха шейхов» и «верховного муфтия Святой Руси». Другие ДУМы вошли в состав Союза мусульман России во главе с Равилем Гайнутдином. Третьи – предпочли остаться независимыми. Есть ещё председатель Высшего религиозного совета народов Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде, но кто ему подконтролен – мне неизвестно и по сей день. Для чего нужны муфтии?

Прежде чем ответить на вопрос, нужно понять, кто такой вообще муфтий. Слово «муфтий» является производным от арабского «фатава» – «давать заключение». В религиозном понимании муфтий – это высший авторитет, дающий заключение о соответствии того или иного действия или явления исламским канонам. Значит, муфтий нужен мусульманам! Правда, в нашем случае есть несколько принципиальных моментов. Во-первых, российская мусульманская умма (община), в основном, состоит из суннитов, относящихся к масхабам имамов Шафи и Ханафи, и немногочисленных шиитов. Непонятно, насколько актуальна будет фетва, допустим, вынесенная суннитом для шиитов. И наоборот. Во-вторых, сегодня наибольшие шансы стать «муфтием муфтиев» имеют вышеупомянутые Таджуддин и Гайнуддин. И обоих нередко обвиняют в отходе от основополагающих принципов конфессии. Притом претендуют они, по мнению отдельных экспертов, не столько на роль реальных лидеров российских мусульман, сколько на обслуживание весьма специфичных государственных интересов в религиозной сфере, а также на единоличное пользование спонсорскими и прочими финансовыми ресурсами, обильно текущими в ДУМы. Но ключевые проблемы самого муфтия будут выражаться в постоянной раздвоенности мировоззрения: от него мусульмане будут требовать решения на основе Исламской Конституции, а он вынужден будет соизмерять каждое своё слово и каждый свой шаг с другим, более насущным для него законом – Конституцией РФ.

Теперь попробуем подойти к вопросу о целесообразности существования ДУМов с точки зрения вроде бы светского государства, в котором мы живём. Несколько утрированный взгляд делает правомочным утверждение, что для властьпредержащих религия, как и во времена Екатерины II, представляет силу, необходимую либо обуздать, либо взять под полный контроль. И ислам – при всём его практическом разнообразии – для них ценен не сам по себе, а лишь как объект манипулятивного воздействия. В качестве такого объекта можно рассматривать и наличие двух «кандидатов» на пост муфтия России: одного просто держат «про запас» для «раскрутки» в нужный момент, чтобы осадить не в меру зарвавшегося конкурента по «клерикальному цеху»... Частный взгляд

С просьбой поделиться своими думами о ДУМах редакция «ЧК» попросила председателя комитета по делам религии при правительстве РД Ахмеда Магомедова и председателя Исламского комитета РФ Гейдара Джемаля. А. М.: «ДУМы необходимы, в первую очередь, для осуществления связи между верующими и властью. Данные связи необязательно могут носить подотчётный и подконтрольный характер. Иерархия должна быть воссоздана от Махачкалы до Москвы, но при этом и для мусульман, и для подконтрольных структур ДУМы должны оставаться чисто консультативным органом. А конкретные задачи с учётом сложившихся реалий должны решаться уже на местах самими мусульманами».

Г. Д.: «ДУМы никому не нужны. Иерархии в исламе не было и не может быть в принципе, тем более по линии кем-то назначенных или самопровозглашённых духовных лиц. В исламе нет корпоративной церкви: она категорически запрещена. Мусульмане всегда были, есть и будут независимы от клерикальной верхушки. Тем более, что я не знаю ни одной религиозной проблемы, решённой непосредственно ДУМами. Нужно прислушиваться к голосу «мусульманской улицы», которая не разглагольствует, а действует; которая чётко знает, кто ей враг, кто друг, и что делать сегодня и завтра». ]§[

Номер газеты