[ Поставить диагноз ]

Решать проблему и делать вид, что ты её решаешь, – это разные вещи. Если к врачам поступил пациент с гниющей конечностью и им надо продемонстрировать эффект лечения, они отрежут её, и внешне будет казаться, что дело сделано: человек здоров.

Только впоследствии выяснится, что проблема не решена, она намного глубже, болезнь осталась и лечение её гораздо сложнее. Если же врач действительно желает вылечить пациента, он будет искать корень проблемы, реальные причины её появления и выберет, возможно, не быстрый, но эффективный метод лечения болезни.
То же самое у нас происходит с проблемой экстремизма. Мы не пытаемся вникнуть в глубинные причины возникновения этого явления, для чего необходимо проследить историю возникновения и радикализации течения, факторы, подталкивающие к нему, проанализировать примеры других стран. Вместо этого мы видим попытки всё объяснить «удобными», всем понятными и близкими причинами. Так, мы слышим, что чуть ли не главной причиной роста «вооружённых» настроений является экономический фактор. СМИ и некоторые чиновники представляют «лесных» в виде неких революционеров, которые устали жить в бедности и нищете и вышли, в поисках лучшей жизни, бороться за своё место под солнцем.
На несостоятельность этой версии указывают следующие факты:
– «лесные» ребята никогда не выдвигали экономических требований;
– те, кто ушли туда, не являются представителями самых бедных слоёв населения, а некоторые из них были весьма обеспеченными людьми;
– условия, в которые они попали, находясь в лесу, вряд ли лучше и комфортнее тех, в которых они жили, находясь дома.
Говорить, что эти люди вышли в лес, чтобы улучшить условия жизни, – значит искажать суть вещей и закрывать глаза на реальную картину.
Главной причиной явления является идея. Проблема экстремизма не материальная, не морально­нравственная, не социальная. Она идейная. Определив диагноз, надо прописать соответствующее лечение. Идеологическое.
Четвёртый праведный халиф Али не сражался и не обвинял в неверии радикально настроенную во время его правления молодёжь. Он понимал, что проблема идейная, проблема – в понимании религии, и отправил к ним человека, который был для них авторитетом, – независимого учёного ибн Аббаса – двоюродного брата пророка Мухаммада, мир ему. Результатом его разговора с этими людьми стало то, что несколько тысяч мусульман отказались от крайностей. Сегодня нет халифата и нет имама Али. Есть только крайности.
Номер газеты