[ Полумесяцем по гербу ]

На днях российские СМИ с удовольствием погрузили общество в очередную скандальную новость, по сути возникшую на пустом месте, но не столь безвредную, как может показаться на первый взгляд.

Радио «Эхо Москвы», а за ним и прочие массмедиа сообщили, что две знаковые фигуры исламского политического бомонда – председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль и председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов потребовали внесения изменений в официальный государственный герб, ибо «существующий своим видом унижает многомиллионную мусульманскую умму (общину) России».

По мнению Аширова, несмотря на светский статус государства, христианская символика становится в официальных кругах всё более и более распространённой, а элементы православия всё агрессивнее проникают во все поры общественно-политического бытия. Лично его как мусульманина, в первую очередь, оскорбляет расположенный на российском гербе двуглавый орёл с Георгием Победоносцем, убивающим дракона, посредине в окружении нескольких крестов. «Безусловно, все мусульмане возмущены этим и не могут не реагировать», – заявил Аширов в интервью корреспонденту «Ассошиэйтед Пресс». В свою очередь, председатель Исламского комитета России разъяснил корреспонденту «ЧК» собственную позицию: «В российском гербе нет никакой христианской символики. Семиконечноограниченный двуглавый орел – знак власти, силы и мудрости, олицетворение солнца из митраизма, позаимствованное Византией у древней Персии и через тысячелетие перенятое российскими царями, а крест – древнейший символ, имевшийся в том числе у персидских и ассирийских царей. Многие не знают данного факта, но незнание, допустим, закона земного притяжения ещё не отменяет действия самого закона. Моё неприятие герба объясняется больше исторической мотивацией, ибо он является знаком имперского прошлого России, которое весьма нелюбезно, мягко выражаясь, относилось к подданным, исповедующим ислам». В представлении главного герольдмейстера России Георгия Вилинбахова все разговоры вокруг герба – глупости, ибо в «российском гербе есть только исторические реликвии – корона и держава». Но если заглянуть в прошлое, произвести трезвый анализ визуальных составляющих герба, то ситуация выявляется не столь однозначная. Экскурс в историю

Есть достоверная информация, что именно в эпоху царствования Ивана III (XV век) впервые двуглавый орёл и всадник, поражающий копьём дракона, обозначили себя в качестве государственной символики. Аллегорический смысл всадника имеет весьма широкую палитру толкований, но в его основе лежала победа добра над злом. Притом в религиозных аспектах нередко «зло» идентифицировали и идентифицируют в облике ислама. До сей поры неясно происхождение символа двуглавого орла. В течение долгого времени аксиоматичным считалась точка зрения известного русского историка, автора «Истории государства Российского» Николая Карамзина о заимствовании символа из Византии. Однако часть историков считает, что этот типаж «тянет» геральдические корни из Священной Римской империи. Не имеет однозначного ответа и вопрос о том, какой смысл вообще вкладывали в изображение двуглавого орла. Возможно, он был символом соправления в канун венчания на великое княжение преемника Ивана III – его внука Дмитрия. Или двуглавие обозначало претензию Ивана III на прочие русские, ещё свободные, земли? А может быть, символ закреплял свершившееся в 1470 году объединение Московского княжества и Новгородской феодальной республики?

В дальнейшем менялись детали оформления герба, но его визуальной сердцевиной оставались всадник и двуглавый орёл, в какой-то мере отражавший триединую сущность русской идеи в форме лозунга «за Веру, Царя и Отечество». Составляющей этой самой «Веры» (православной), в том числе, является обилие крестов на гербе. Это неоспоримый факт, что бы ни утверждал уважаемый Джемаль. С модификациями данного символа Россия прожила до апреля 1918 года, когда ему на смену уже пришла большевистская геральдика. Демонтаж коммунистической идеологии, конечно, означал и изменения в государственной символике. В начале 1990-х годов по волевому решению первого Президента РФ Бориса Ельцина восстанавливается несколько видоизменённый дореволюционный герб. Окончательную конституционную легализацию он получил 25 декабря 2000 года, когда Президентом Владимиром Путиным был подписан Закон «О Государственном гербе РФ». Было бы логичным предположить, что именно тогда в обществе разгорятся нешуточные дискуссии по поводу насыщения государственной символики религиозным содержанием, но этого не произошло. Инициатива и последствия

Дискуссии разгорелись сегодня. Совершенно не к месту и не ко времени. И инициаторами дискуссий стали не те люди. Месяц назад Атеистическое общество Москвы подало в Конституционный суд иск об изъятии из российского гимна слов «хранимая Богом родная земля». Кто обратил на это внимание? Никто! Но, оказывается, совсем иное дело, когда на герб или гимн «покушаются» «басурманы», которых сегодня некоторые считают чуть ли не главными виновниками всех российских бед. Ксенофобия в обществе растёт не по дням, а буквально по часам. И на этом цинично наживают себе политический и иной капитал каждый кому не лень, что наглядно показали те же СМИ.

Некий Максим Соколов в «Известиях» от 8 декабря в маниакально-бредовой статье «Мечеть Христа Спасителя» уже и в подборе выражений не стесняется: оказывается, неу- ёмные «магометане», на которых «плевать слюны уже не хватает», покушаются на святое святых – на символы христианской ортодоксии в гербе; «Религия мира» (ислам) повсюду нагло ведёт себя, как хозяин». И сногсшибательное недвусмысленное резюме: «Посади некое животное за стол – оно и ноги на стол». Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев в комментариях стилистически недалеко ушёл от Соколова. По его мнению, заявление Аширова и Джемаля – «поведение нормальных волчат, но и реакция на их покусывания должна быть нормально резкой». Как всегда, оригинальным оказался Владимир Жириновский: «Вскоре мусульмане попросят, чтобы Георгий Победоносец сидел на верблюде – это, мол, ближе к ним. А вместо короны – чалма». Правда, его сопартиец Николай Курьянович в качестве контрмеры предложил немедленно объявить православие государственной религией! Последовали реакции и некоторых региональных мусульманских знаковых фигур. В частности, Рамзан Кадыров, первый вице-премьер Чечни, заявил: «Мусульманин не должен носить крест. Ведь крест, к примеру, на кокарде – на руку ваххабитам. Они там все – в лесу – говорят: «Вот, мусульмане, а носите крест».

Меня лично в заявлении Аширова, кроме прочего, удивило предложение вообще убрать любые религиозные символы из жизни общества, ибо «мы живём в светском государстве». Не нужно быть большим провидцем, чтобы понять, что первый удар «светскость» нанесёт именно по исламскому образу жизни. В качестве иллюстративного примера можно рассмотреть хотя бы западные страны, где секуляризация, несмотря на провозглашённые принципы толерантности и политической корректности, почему-то проявляется неприкрытой борьбой, в частности, против женской одежды исламского покроя. Таковы горькие реалии, а любому гражданину и любым политическим силам, желающим на основе символического спора развить религиозный конфликт в контексте национально-политического, необходимо всегда помнить о возможных и отнюдь не созидательных последствиях. ]§[

Номер газеты