[ «Мусульмане ли мы?» ]

Почему Халифат, бывший некогда самым мощным государством в мире, перестал существовать? Почему общество, жизнь которого была полностью подчинена закону Всевышнего Аллаха, достигнув неповторившихся ни до, ни после нравственных и социальных высот, пришло к упадку, продолжающемуся по сей день? В ответ на эти вопросы исламскими учёными написано множество трудов. Один из них – книга Мухаммада Кутба «Мусульмане ли мы»? Вниманию читателя предлагается перевод предисловия этой книги, в котором автор призывает мусульман задуматься над контрастом между исламским государством и обществом времён Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников и тем, что от ислама осталось сегодня. Возможно, если мы ответим на эти вопросы и возьмёмся за их решение, Аллах вернёт исламской умме былое величие.

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявляя терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» («Корова», 177).
«Вера заключается не в самовосхвалении и мечтании. Вера в том, что запечатлелось в сердце и чему были верны дела» (аль­Хасан аль­Басри).
 
Предисловие
 
Как случилось так, что наше понимание ислама сузилось до такого предела?! Как случилось, что понятие, охватывающее все стороны человеческой жизни, более того, охватывающее, в сущности, бытие, жизнь и человека, ограничилось тем, что превратилось в исполнение некоторых обрядов поклонения, иногда не соблюдаемых, за исключением одного лишь «намерения», а порой не соблюдаемых вовсе: ни с намерением, ни без него, это при всей нашей уверенности, что мы – мусульмане, соблюдающие ислам?
Как случилось, что всеобъемлющая конституция, призванная управлять всей человеческой жизнью и организовывать её экономические, социальные, материальные и духовные вопросы: вопросы политики, мыслей, чувств и практического образа жизни, превратились в оторванные от реальности излюбленные обряды, не имеющие под собой основания? Обряды, совершаемые индивидуумом, – если, конечно, они совершаются – в то время как он живёт в неисламском обществе, не порицает и не осуждает жизнь этого общества и не прилагает никаких усилий, чтобы изменить его. В то время как он не следует по пути ислама и не соблюдает исламский образ жизни как в личной, так и общественной сферах? Тогда как его традиции являются неисламскими, его мысли являются неисламскими, его представления являются неисламскими и весь его повседневный образ жизни не имеет ничего общего с исламом, равно как и взаимоотношения человека с человеком, человека с обществом, человека с государством или взаимоотношения правителя с подданным?
Каким образом произошло это сужение полноценной человеческой жизни, основанной на принципах ислама, его понятиях (ценностях), идеалах и реалистичном образе жизни, охватывающем этот и потусторонний мир, небеса и землю, правителя и подданного, мужчину и женщину, семью и общество так, что она оказалась разбитой на не имеющие смысла и никак не связанные между собой разбросанные мелкие осколки? Наподобие безобразных заплат на неровных полосках ткани?
Как зародились эти странные мысли (идеи), разделяющие ислам на внутренние чувства (ощущения), с одной стороны, и на практический образ жизни – с другой? Затем отделившие одно от другого и представившие дело так, будто одни лишь внутренние чувства (ощущения) в отрыве от реальной практической жизни могут считаться исламом?!
Как могло прийти в голову мусульманам, что они могут перенимать свою экономику из какой­либо другой системы, кроме исламской, импортировать свои традиции из какого­либо общественного строя, кроме мусульманского, и вместе с тем оставаться мусульманами?!
Как мог мусульманин представить себе, что он может нарушать заповеди своего Господа: не выполнять Его предписаний, обманывать, нарушать договора и допускать вероломство в поступках, преступать границы дозволенного, мириться с унижением и позором ради сохранения спокойствия, при этом не прилагая никаких усилий для установления исламского общества, будь то личным примером или призывом к созданию такого общества? Напротив, участвуя во всём этом ради установления и укрепления неисламского общества, основанного на несправедливости, греховности и тирании?.. И после всего этого полагать, что несколько ракаатов намаза днём, совершаемые искренне или неискренне, снимают с него ответственность перед Аллахом и причисляют его к мусульманам?!
Как могла мусульманка представить себе, что она может ослушаться своего Господа и не исполнять Его предписаний? Как она может обманывать, питать злобу и злословить (клеветать)?.. Выходить на улицу обнажённой, выставляя напоказ свои прелести, привлекая к себе внимание чужих мужчин и соблазняя их, возбуждая в них страсть и сильное влечение? В то же время не прилагать никаких усилий для установления исламского общества, будь то личным примером, достойным поведением и праведным образом жизни либо воспитанием своих детей на исламских ценностях, либо призывом к созданию такого общества?.. Принимая участие во всём этом, в установлении и укреплении неисламского общества, основанного на несправедливости, греховности и тирании?.. И после всего считать, что одного «благого намерения», хранящегося в её сердце, достаточно для того, чтобы снять с себя ответственность перед Аллахом и причислить себя к числу мусульманок?!
Откуда появились эти странные мысли, которые вопрошают: какое дело религии до общественного строя? Какое дело религии до экономики? Какое дело религии до взаимоотношений человека с обществом и государством? Какое дело религии до реальной практической жизни человека? Какое дело религии до традиций? Какое дело религии до формы одежды, в особенности до формы одежды женщины? Какое дело религии до искусства? Какое дело религии до журналистики, радио, кино и телевидения?
Короче говоря, какое дело религии до жизни? Какое дело религии до действительности, которой живёт человек на земле?!
Нет сомнения в том, что на протяжении всей истории исламской уммы (общины) было множество причин, приведших к тому «упадку», который сегодня переживают её члены.
Однако мусульманское общество не было таким до тех пор, пока придерживалось подлинного ислама. Более того, оно не было таким до недавнего времени (несмотря на всё то разложение, которое постигло его на протяжении веков), а именно до начала французской оккупации.
Исторически разделение началось между идеалом религии, практическим образом жизни и действительностью, рано проявившейся в исламской истории. Например, с эпохи династии Омейядов... Однако вначале это разделение носило частный характер и не затрагивало основ исламского общества в целом. Было единое государство, а разложение коснулось лишь столицы этого государства, и то частично – в политике правления и в распределении богатств. Но в целом за пределами столицы халифата, на огромной территории, общество оставалось верным идеалам ислама, соблюдая основы религии и его принципы. Верующие выполняли требования ислама и его предписания. Жизнью этого общества как в общих, так и в частных вопросах управляла исламская концепция, наиважнейшим требованием которой является то, что общественный строй в этом государстве целиком и полностью основывался на покорности и всецелом подчинении Одному лишь Аллаху. Все законы этого общества вытекали из исламского шариата, а не из какого­либо другого источника. Затем это разделение расширилось в эпоху правления турок... Но, несмотря на это, многие стороны жизни этого общества и его ценности оставались неизменными (т. е. чисто исламскими). Такими же оставались практический образ жизни этого общества, его нравственность, взаимоотношения людей в нём, его представления, мысли и чувства.
Так продолжалось до тех пор, пока не начались последние крестовые походы в XVIII и в XIX веках, которые продолжились в XX веке. Вот тогда и возникли большие разногласия и противоречия в мусульманском обществе... 
Эта небольшая книга представляет собой беглый обзор тех исторических процессов, которые привели всеобъемлющее, исламское понимание к упадку, пока оно не превратилось в не имеющие смысла и никак не связанные между собой разрозненные обрывочные сведения... Пока оно не превратилось в голые обряды, когда независимо от того, совершаются ли они искренне или нет, совершающие, полагают, что это и есть весь ислам. Эти люди думают, что таким образом они угождают своему Господу, что Он доволен ими и они довольны Им... Однако Всевышний Аллах говорит им в Своей Книге, что это не есть тот ислам, который Он от них требует и который угоден Ему! И после того, как мы узнаем, как зародилось это отклонение и как оно ширилось, нам необходимо пробудиться от того сна пренебрежения, в котором мы находимся. Нам необходимо вернуться к Аллаху и Его посланнику (с.а.с.) и пересмотреть свои взгляды... Тогда мы станем истинными мусульманами...
А Аллах содействует тому, что пожелает.
Номер газеты