[ Мусульмане ли мы? ]

В настоящее время в среде мусульман доминируют два взгляда на вопрос такфира (обвинения в неверии). Одна часть верующих – так называемые такфиристы – сделала его императивом в методологии своего движения. Всех, кто не разделяет их точку зрения, они обвиняют в неверии. Другая часть стоит на диаметрально противоположной позиции, заявляя, что никого из тех, кто произносит «ля иляха илля-Ллах», нельзя считать неверующим и/или многобожником, если даже он совершает явный и открытый ширк (многобожие) и/или куфр под предлогом того, что до него не довели суть единобожия и многобожия. Их называют мурджиитами. Утверждения, что над таким человеком не установлена худжа (довод, доказательство, аргумент), беспочвенны, так как разъяснение истины и установление худжи – это одно, а её принятие и понимание человеком – совершенно другое. Эти две крайности являются результатом незнания и отсутствия достаточного количества наставников, разъясняющих подлинную сущность ислама. Осознавая всю серьёзность проблемы такфира для единства уммы, в рамках перевода фатвы шейха Сулеймана ибн Сахмана мы предлагаем вниманию читателя ту её часть, которая посвящена действиям, нарушающим свидетельство «ля иляха илля-Ллах». Наша цель не в том, чтобы обсуждать и осуждать людей, соотнося их с той или иной категорией. Наша цель – дать знание людям и предостеречь от всего, что вредит их единобожию. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» («Гром», 11).

Мусульманские учёные (всех четырёх мазхабов), говоря в своих трудах о вероотступничестве, указывают на множество изречений и деяний, которые нарушают свидетельство «ля иляха илля­Ллах» и выводят человека из ислама. Некоторые насчитывают их до 400. Здесь же мы остановимся лишь на тех положениях, которые ими признаны единодушно. О них упоминал в своих трудах шейхуль­ислам Мухаммад ибн Абдуль­Ваххаб.Он сказал: «Знай, что действий, нарушающих ислам, десять. 1.Ширк (многобожие) в поклонении Единому Аллаху, у Которого нет сотоварищей». Всевышний сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (менее тяжкие) грехи, кому пожелает» («Женщины», 48). Он сказал: «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников» («Трапеза», 72). К проявлениям большого многобожия относятся: 1. Мольба о помощи, обращённая к мёртвым (или отсутствующим) о том, на что не способен никто, кроме Аллаха. Сюда также относится жертвоприношение другому, помимо Аллаха, например, могилам, джиннам и т. п. 2.Использование посредников (в поклонении) между человеком и Аллахом, к которым он взывает, просит их о заступничестве, уповает на них. 3.Не признание неверующих неверующими, либо сомнение в их неверии, либо признание, что их путь правильный. 4. Утверждение о том, что чей­либо путь совершеннее пути Пророка (с.а.с.) или чьё­либо решение лучше его (с.а.с.) решения, подобно действию тех, кто отдаёт предпочтение изобретённым людьми законам, а не шариату и довольствуется правлением тиранов, оставив в стороне правление ислама. Подобное утверждение является неверием, и человек, утверждающий так, является неверующим. 5. Ненависть к чему­либо из того, с чем пришёл Посланник Аллаха (с.а.с.), даже если человек и совершает ненавистное. Всевышний Аллах сказал: «Это потому, что они возненавидели ниспосланное Аллахом, и он сделал тщетными их деяния» («Мухаммад», 9). 6. Высмеивание религии Аллаха или чего­нибудь из того, что рассказал Посланник Аллаха (с.а.с.) относительно вознаграждения или наказания, является неверием. Человек, высмеивающий ислам и его принципы, является неверующим. Всевышний Аллах сказал: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали» («Покаяние», 65 – 66). 7. Колдовство. К колдовству относятся всякого рода сатанинские действия, направленные на возбуждение любви и ненависти между мужчинами и женщинами, а также прочие деяния, совершаемые колдунами, магами и другими подручными дьявола. Кто занимается подобными делами или считает их позволительными и довольствуется ими, становится неверующим. Всевышний Аллах сказал: «Неверующими были дьяволы, и они обучали людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне: Харуту и Маруту. Но они никого не обучали, не сказав: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим» («Корова», 102). 8. Помощь неверующим и их поддержка (в их борьбе) против мусульман. Всевышний Аллах сказал: «Если же кто­либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них» («Трапеза», 51). 9. Утверждение о том, что некоторые люди имеют право выйти из шариата Мухаммада (с.а.с.) и жить по другим законам, подобно тому как аль­Хадиру было позволено выйти из шариата Мусы (Моисея) и жить так, как повелел ему Аллах, является неверием (куфром). Всевышний Аллах также сказал: «От того, кто ищет иную религию, помимо ислама, это никогда не будет принято, и в последней жизни он окажется среди потерпевших убыток» («Семейство Имрана», 85). 10. Полное уклонение от религии Аллаха, отказ изучать её и соблюдать в повседневной жизни её предписания и запреты. Всевышний Аллах сказал: «Кто может быть несправедливее того, кому напомнили об аятах его Господа, после чего он отвернулся от них? Воистину, мы воздадим грешникам» («Земной поклон», 22).
Все эти десять положений одинаково опасны для верующего. Разницы нет и в том, каким образом человек совершает указанные действия: всерьёз, в шутку или из чувства страха перед кем­то, за исключением тех случаев, когда его принуждают их совершать. Все вышеперечисленные пагубные действия очень распространены среди людей, в связи с чем верующему необходимо остерегаться и избегать их.
Мы прибегаем к Аллаху от всего того, что вызывает Его гнев, и от Его мучительного наказания».
 
Комментарий переводчика
 
Каждый из этих десяти разделов нуждается в подробном разъяснении, чего не позволяет нам формат газеты. Тем не менее мы остановимся подробнее на некоторых положениях.
1. В первую очередь необходимо сказать, что ширк бывает двух видов – большой и малый, каждый из которых подразделяется на несколько подвидов. В данном случае речь идёт о большом ширке, который выводит человека из ислама и аннулирует все его благие деяния. Человеку, совершившему большой ширк, необходимо покаяться и вновь принять ислам, произнеся шахаду. В противном случае он рискует умереть в неверии (многобожии), что означает для него быть ввергнутым в вечный Огонь. Да убережёт нас всех Аллах от этого!
Всевышний Аллах сказал: «Поистине, ширк – величайшая несправедливость» («Лукман», 13). А Посланник Аллаха (с.а.с.) предупреждал нас о его опасности и рекомендовал обращаться к Аллаху с мольбой: «О Аллах, я прибегаю к Тебе оттого, чтобы придать Тебе в сотоварищи в том, что знаю, и прошу простить мне то, чего я не знаю».
2. Правило «тот, кто не считает неверующих неверующими либо сомневается в их неверии, либо считает их путь правильным, сам становится неверующим» использовалось мусульманскими учёными для усиления и отпугивания от некоторых видов неверия. Они не пользовались той последовательностью и цепной реакцией, которой пользуются в наше время некоторые молодые люди. Подобное явление – не что иное, как бид`а (нововведение), которое выдумали чрезмерно обвиняющие в неверии. Эта формула не применяется как попало, а используется лишь в отношении тех, кто отрицает обвинение в неверии тех кафиров, неверие которых установлено аятами из Корана и хадисами Пророка (с.а.с.) – цитатами, достоверно установленными и достоверно указывающими на неверие. Нельзя применять вышеупомянутое правило по отношению к тому, кто не считает неверующим того, кто, по нашему мнению, впал в неверие и стал кафиром, заявляя, что, прежде чем обвинить в неверии отдельно взятого человека, необходимо обратить внимание на условия, препятствия и шариатские доказательства. Такое разногласие может произойти, например, в оценке тех правителей, которые правят не тем, что ниспослал Аллах. Нельзя считать неверующим человека, который из­за сомнений в достаточности доводов воздержался от обвинения в неверии отдельно взятого человека из числа правящих не тем, что ниспослал Аллах, так как он не отрицал какой­то шариатский довод, а просто не смог сравнить и привести в порядок доводы либо один довод выставил вперёд другого и т. п. Такое происходит с теми, кто сделал упущение в приобретении знаний и изучении основ по иджтихаду, поэтому их нельзя считать неверующими, пока существуют разногласия в определениях и именах вещей. Если, конечно, такое понимание не доведёт человека до его вхождения в религию куфра и оказания помощи неверующим против мусульман.
3. Относительно четвёртого положения необходимо сказать, что к этой же категории относятся утверждения о том, что шариат не подходит для XXI века и не соответствует духу времени, что ислам явился причиной отсталости мусульман, что ислам ограничивается внутренней верой человека, связывающей его с Господом, и не имеет отношения к реальной жизни. В эту же группу входят утверждения о том, что в современном мире невозможно исполнение таких мер наказания, как отрубание руки вору, забивание камнями совершеннолетнего женатого прелюбодея, так как подобные меры наказания «устарели». Неверующим также является всякий, кто утверждает, что разрешено судить и править не тем, что ниспослал Аллах в уголовных, гражданских и прочих делах, даже если он не убеждён в том, что эти законы лучше шариата Аллаха, потому что такими действиями он разрешает то, что запретил Аллах. А тот, кто разрешает то, что запретил Аллах и/или запрещает то, что Он разрешил (из того, что ясно следует из Корана и Сунны: воровство, прелюбодеяние, ростовщичество, распространение и употребление спиртных напитков, а также правление не тем, что ниспослал Аллах), является неверующим, по единогласному мнению мусульманских учёных. Всевышний Аллах сказал: «Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня и не продавайте Мои знамения за ничтожную цену. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» («Трапеза», 44).  
Номер газеты