[ Избирательная последовательность ]

Человек имеет разум, умеет последовательно мыслить и действовать согласно поставленной цели. Вся его жизнь состоит из непрерывного ряда решений, которые он принимает в той или иной ситуации. И каждый раз, вставая перед выбором, он делает его, учитывая свои интересы, – где-то осознанно, где-то подсознательно. Именно этим человек отличается от животного. Но порой бывает и так, что животное выглядит гораздо более последовательным, чем человек.

 

Смерть

Цели человека в период юношества в большинстве случаев сводятся к стремлению обрести как можно больше друзей, стать популярным в своём обществе, одеться по последней моде, иметь возможность выделиться среди сверстников... Заканчиваются годы учёбы, и настаёт пора деловой, рабочей жизни. В этот период человек стремится утвердиться на своём рабочем месте, заработать как можно больше денег, продвинуться как можно выше по служебной лестнице. Он отдаёт этой цели все свои силы и время. Наряду с этим он старается найти для себя достойного спутника жизни и создать семью. Самым главным в жизни, по его убеждению, является создание уютного семейного очага. Если подвести некий итог, то получается такая цепочка: человек рождается, вырастает, получает образование, окунается с головой в работу, обзаводится семьёй, растит детей, вкладывает все силы в то, чтобы заработать и накопить материальные средства, а также приобрести авторитет в обществе, затем женить своих детей; у него появляются внуки и жизнь его теперь уже посвящена заботе о них... Вся жизнь такого человека построена на программе достижения этих или подобных заурядных жизненных целей и идеалов.
Однако всю свою жизнь, до наступления своего последнего часа, он, возможно, никогда и не задумывался о смерти или же задумывался, но очень редко. Вполне возможно, что в своей жизни он был свидетелем смерти кого-либо из своего окружения, но смерть представлялась ему чем-то очень далёким. Может быть, он даже не приближался к мысли о ней. Ведь он был настолько поглощён своими жизненными стремлениями и бесконечной суетой, что у него «не было времени» для такого рода размышлений.

 

Она ждёт каждого

«Почему я появился на этом свете, зачем я здесь, во имя чего, во имя каких целей и ценностей я живу? Что потом?» – иногда кажется, что люди отчаялись найти ответы на эти вопросы и махнули на них рукой.
Наука, культура, формы образования и стили мышления, политические и идеологические системы словно сговорились в своём единодушном стремлении принизить, опровергнуть, исказить смерть как совершенно особое явление, а точнее, смысл и значение смерти как феномена, предельно важного и особого для человека и человечества.
Каждый человек, кем бы он ни был: богатым или бедным, умным или глупым, королём или прокажённым изгоем, верующим или неверующим – должен будет встретить свою смерть. Никто из людей не может отменить или изменить этот закон. И каждый из нас обязательно умрёт. А потом пройдёт какое-то время, и след пребывания человека полностью и окончательно сотрётся с лица земли. Это относится ко всем без исключения.
Мы помним о своих дедушках и бабушках, знаем что-то о некоторых своих прабабушках и прадедушках, других ушедших родственниках, но мы практически ничего не помним или не знаем о своих предках, которые жили, например, всего лишь двести лет назад. И ничего не знаем о тех своих далёких родственниках-землепашцах, которые жили триста лет назад. Даже следов их имён.
Но и то, что, как нам кажется, мы знаем о своих предках, если подумать, – всего лишь отрывочные, сумбурные воспоминания о некоторых сохранившихся в нашей памяти событиях их жизни. Эти воспоминания, скорее, говорят не о наших ушедших навсегда родственниках, а о нас самих, о качестве и особенности нашей памяти и характере.
Мы помним не о своих непосредственных родственниках, своих предках как таковых. В лучшем случае в нашей памяти сохраняются только некоторые факты их жизни, чаще всего приукрашенные и связанные, прямо или посредственно, с нами лично, с ощущением собственной важности.
То же самое будет и с каждым из нас. Непреклонный, железный закон на то и закон, что не знает никаких исключений. Мы уйдём навсегда из этой земной жизни, когда повстречаемся со своей смертью. Наши дети, возможно, будут помнить о нас. Может быть, внуки и правнуки будут изредка вспоминать какие-то необычайные или курьёзные факты нашей жизни. Но это в лучшем случае. Потом всё окончательно исчезнет. И на земле не останется ни малейшего следа нашего, такого реального сегодня, существования.

 

Вера

От миллиардов людей, населяющих эту планету, мы, мусульмане, отличаемся тем, что знаем ответы на поставленные выше вопросы. Но в то же время мы удивительно глупо ими пользуемся.
Мы всегда последовательны в своей повседневной жизни. Мы спешим, когда опаздываем на работу. Внимательны, когда переходим дорогу. Чтобы не умереть от голода, мы несколько раз в день принимаем пищу. Если у нас болит зуб, посещаем дантиста. Ищем спутника жизни, чтобы обзавестись семьёй. Устраиваемся на работу, чтобы обеспечить себя. Мы трезвы и расчётливы, когда дело касается наших личных благ. Мы способны обдумать и просчитать каждый шаг, который, на наш взгляд, принесёт нам выгоду. К примеру, мы прекрасно знаем, как надо распределить деньги и использовать свои связи, чтобы добиться успеха в том или ином деле. И можем преодолеть любые трудности на пути претворения этого дела в жизнь, проявляя чудеса сообразительности, чтобы найти выход. Иными словами, все мы наделены достаточным разумом и способностями к логическому мышлению, но удивительным образом их игнорируем в отношении жизни будущей.
Когда речь заходит о Судном дне, мы сразу вспоминаем своих «дядю» или «тётю», которые по «пять раз были в хадже». Но если завтра сейсмологи с 90-процентной вероятностью предскажут двенадцатибалльное землетрясение, жители многоэтажных домов вряд ли ограничатся воспоминаниями о том, как папа в детстве обещал, что всё будет хорошо. У каждого из нас есть «стандартный дедушка», который, цитирую: «даже в советское время закрывался в своём кабинете, чтобы совершить молитву». А ещё у него был старый Коран, который много лет назад привезли прямо из Мекки, чтобы сегодня он лежал за семью замками. К сожалению, это всё, что может рассказать об исламе большинство из нас.
Нам будто не нужно исполнять обязанности, которые возложил на нас Всевышний Аллах. Сподвижники Пророка (мир ему), видимо, просто не знали, что вполне достаточно повесить на шею несколько аятов Книги Аллаха, запечатанных в кожаный талисман. Или аудиодиск с записью Корана – на зеркало автомобиля. Это в лучшем случае. Некоторым достаточно и колючки на том же зеркале.
Вся наша жизнь проходит в постоянных оправданиях своего нерадивого отношения к исполнению предписаний веры. В юности, в годы учёбы в университете или вступая в рабочую жизнь, во время развлечений, летом или зимой, став родителями и уже в преклонном возрасте, в горе или в радости – словом, всегда есть уважительные причины, чтобы не поклоняться Всевышнему Аллаху, которые мы считаем правильными и избавляющими от вины. А ведь если любому из тех, кто «очень хотел бы совершать молитву, но ему катастрофически не хватает времени», предложили работать один час в день, за что платили бы сумму, в десять раз превышающую его заработную плату, он бы ни за что не отказался от такого предложения. За одну молитву в два ракаата, от которой мы так «аргументированно» отказываемся, Всевышний Аллах обещает больше, чем «весь этот мир и всё, что в нём есть». Что же с нами? Может, мы лицемеры?

 

Заключение

Этим вопросом мы не задаёмся практически никогда. Зато им часто задавался человек, о котором Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Если бы после меня был пророк, им стал бы Умар». Человек, боявшийся ответственности перед Аллахом за спотыкающихся в его государстве верблюдов. Человек, который будучи правителем самого могущественного государства в мире, во время засухи отказывал себе во всём, что было недоступно беднякам. Сподвижники впоследствии говорили: «Мы боялись, что, если засуха не закончится, Умар умрёт».
Он часто обходил рядовых мусульман, скрыв лицо, чтобы не быть узнанным, и спрашивал об их нуждах. Одна из старушек как-то пожаловалась на то, что с того времени, как он стал править, она ничего от него не получала. С глазами, полными слёз, правитель спросил её: «Почём ты продашь свою обиду на Умара?» Старуха посчитала, что над ней издеваются, но Умар продолжал настойчиво упрашивать её, пока не купил обиду за 25 золотых динаров. В это время к ним подошли Али ибн Абу Талиб и Абдуллах ибн Масуд и обратились с приветствием: «Мир тебе, о повелитель правоверных». Старушка ошарашенно взглянула на Умара и, схватившись за голову, промолвила: «Какой позор! Неужели я бранила в лицо повелителя верующих?!» Халиф успокоил её: «Не бойся, да помилует тебя Аллах» и, отрезав кусочек своей одежды, написал на нём: «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Эту обиду Умар купил у сей женщины в день (такой-то) со времени его правления. В день Воскресения, когда Умар предстанет пред Всевышним Аллахом, она обязуется не выступать с обвинениями, ибо Умар уже невиновен. Свидетелями выступили: Али ибн Абу Талиб и Абдуллах ибн Масуд».
Вернувшись домой, Умар вручил составленное письмо сыну, и сказал: «Когда я умру, вложите его в мою руку…» Перед самой смертью он прошептал: «Я старался изо всех сил... Если я избавлюсь от ада и не получу ни наказания, ни награды, то я уже буду счастлив».
И этот человек со слезами на глазах приходил к Хузейфе ибн аль-Яману – сподвижнику, которому Посланник Аллаха (мир ему) дал списки лицемеров Медины, – и просил сказать, значится ли в списках Умар ибн аль-Хаттаб.
А мы… у нас всё нормально. Дедушка же Коран читал… в советское время.
Номер газеты