[ Худейбийский договор или Верблюжья битва? ]

Дагестан переживает серьёзное потрясение. Смерть шейха Саида Афанди (к. с.) перевернула всё с ног на голову. Столь неожиданно начавшийся диалог между суфиями и салафитами несколько месяцев назад может так же резко и закончиться. Конечно, не такого конца от него ждала общественность, простые последователи ДУМД и Ассоциации учёных Ахлю-с-Сунна. Обо всём по порядку.

Как всё было

 

28 августа произошло убийство шейха Саида Афанди (к. с.) и нескольких его посетителей – в его доме взорвалась смертница. В этот же день на официальном сайте дагестанского подполья выходит обращение, в котором факт организации взрыва боевиками подвергается сомнению. В пятницу имам Джума-мечети Мухаммад-Расул Саадуев обращается к мусульманам с призывом к терпению, выдержке и сдерживанию эмоций, давая понять, что это позиция ДУМД и завещание покойного шейха. На следующий день на другом сайте подполья выходит письмо, присланное в редакцию, в котором некий батальон берёт ответственность за произошедшее на себя.

Удивительно, но на протяжении всего этого времени, несмотря на эти контрастирующие новости, и суфии, и салафиты единым фронтом твердят, что это провокация, направленная на то, чтобы воспрепятствовать начавшемуся между мусульманами диалогу. В группе «Площадка для диалога» на Facebook, созданной представителями ДУМД, в обсуждении новости о том, что боевики взяли убийство шейха на себя, у участников практически нет сомнений в том, что и это часть провокации. В это время российские «кавказоведы», «исламоведы» и прочие «эксперты» изо всех сил пытаются повесить убийство на салафитов, объединив их, боевиков и всех других несуфиев под старым добрым названием «ваххабиты». Но у них ничего не получается, что констатируют другие независимые журналисты. Всё меняется, когда на портале Islam.ru выходит статья Патимат Гамзатовой «”Худайбийский” “мирный” договор».

Публикация ввергает в шок всех. Комментарии тех, кто ещё вчера активно призывал не поддаваться на провокации, меняются на прямо противоположные. Риторика, забыть которую на считавшейся исторической встрече в Джума-мечети призывал уважаемый муфтий Ахмад-Хаджи Абдулаев, обретает вторую жизнь.

Я долго думал над тем, что же всё-таки произошло. Перечитывая слова Гамзатовой много раз, я не мог поверить, что это пишет та самая дипломатичная, обаятельная женщина, во многом благодаря которой этот диалог вообще стал возможным. Я нашёл на этот вопрос только один ответ.

 

Ответ

 

Патимат Гамзатова – эмоциональная женщина, для которой смерть шейха стала очень сильным ударом. Похожая реакция была у неё, когда был убит ректор исламского института Максуд Садиков. Тогда на Islam.ru тоже вышла довольно эмоциональная статья, в которой Гамзатова косвенно обвинила в убийстве конкретных людей, после чего, уже придя в себя, исправила статью и извинилась перед мусульманами за излишнюю эмоциональность.

Видимо, в этот раз Гамзатова посчитала, что в смерти шейха (к. с.) виновна Ассоциация учёных Ахлю-с-Сунна, представители которой якобы не сдержали своего обещания усмирить «лес». Однако очевидно, что такого обещания они не давали и не могли дать, поскольку это не в их силах. На протяжении всего существования Ассоциации её члены официально и неофициально всегда отрицали не только своё возможное влияние на подполье, но и вообще какую-либо связь с ним. Это можно видеть даже по обращению боевиков (истинный источник которого ещё не до конца ясен), в котором мирным салафитам досталось не меньше, чем суфиям. Я очень надеюсь, что статья «”Худайбийский” “мирный’’ договор», после выхода которой «эскадроны смерти» стали одевать зелёные тюбетейки, является эмоциональным срывом, а никак не общей позицией наших алимов и ДУМД. Для этого гораздо больше подходит обращение Мухаммада-Расула Саадуева.

 

Осознание и осмысление

 

Один из важнейших выводов, который, на мой взгляд, должны сделать из случившегося мусульмане, – это осознание и осмысление реальных целей, которые ставились перед встречей ДУМД и Ассоциации. Хотелось бы напомнить несколько пунктов из принятой на ней резолюции:

4. Необходимость строго следовать словам Аллаха: «Держитесь все верви Аллаха и не разделяйтесь», то есть в приверженности Корану, Сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), согласно вероубеждениям и фикху четырёх имамов, а также словам Аллаха: «Воистину, мусульмане – братья, так примиряйте же ваших братьев – может быть, вы будете помилованы».

5. Запретно поношение мусульманами друг друга согласно словам Аллаха: «Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами», сюда же включается и поношение учёных прежних и нынешнего времён, а также простых мусульман.

6. Все участники собрания единодушно заявляют о запрещённости выслеживания и доносительства на мусульман, несмотря на приверженность различным направлениям религии, а также о том, что это является тяжким грехом.

7. Решение всех возникающих спорных вопросов путём обсуждения в научном диспуте, для чего создаётся совместный орган, состоящий из равного количества участников с обеих сторон, собирающийся раз в месяц.

Я не могу сказать, что у нас получилось исполнять эти пункты так, как этого бы хотелось. Но абсолютно точно одно: к этому был сделан огромный шаг. Я видел своими глазами, как люди, которые раньше не могли подойти друг к другу, стали слушать и пытаться друг друга понять. Я прочитал множество обсуждений спорных вопросов, в которых соблюдался адаб, о котором раньше можно было только мечтать. Я видел, как люди отказались от ярлыков и стали называть друг друга братьями. Да, это не конечная цель. Но это важный результат, который может открыть для нас огромные перспективы. Я говорю «может», потому что искренне надеюсь: несмотря ни на что, этот диалог будет продолжен.

А ситуация, в которую мы попали, гораздо больше похожа на Верблюжью битву, чем на Худейбийский договор. Ведь Худейбийский договор состоялся между мусульманами и многобожниками, и именно последние его и нарушили. А Верблюжья битва как раз состоялась после мирного договора между отрядами мусульман, в станах которых во время их сна провокаторы стали обстреливать обе стороны. Один в один наша ситуация.

Аллах говорит в Коране (смысл): «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их» (сура «Комнаты», аят 9). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, перед наступлением Часа появятся смуты, подобные кускам чёрной ночи. Человек будет утром верующим, а вечером станет неверующим, и будет он вечером верующим, а утром – неверующим. И в это время тот, кто сидит, будет лучше того, кто стоит, а тот, кто стоит – лучше того, кто идёт, а тот, кто идёт – лучше того, кто бежит. И когда наступят такие времена, ломайте ваши луки, рвите тетиву и бейте свои мечи об камни. И если войдут к одному из вас, то пусть он будет, как лучший из сынов Адама» (Ахмад, Абу Дауд, Аль Хаким).

 

P.S. Благодарю редакцию газеты «Черновик» за предоставленную возможность опубликовать статью.  

Номер газеты

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.
Отправить на Яндекс (ТОЛЬКО для "Лента новостей", ЕСЛИ событие УЖЕ произошло)
Выкл