[ Бог один, а лиц в нём три? ]

Эта статья вышла на страницах газеты «Исламская цивилизация» и сайте islamcivil.ru. В ней даётся ответ христианину, изложившему редакции своё вероубеждение относительно Бога. Нам кажется, что статья будет интересна последователям разных религий, а также людям, не исповедующим ни одну из религий. Актуальность статье придаёт прошедший недавно праздник Пасхи.

Письмо христианина

 

«Я – не мусульманин. По одной простой причине: я исповедую христианство и именно нашу религию считаю истинной. Любые другие пояснения, а тем более выпады против ислама, считаю недопустимыми. Нельзя задевать религиозные чувства людей другой веры. Но могу спокойно объяснить, почему я считаю христианство истиной.

Именно в христианстве Бог показал, что Он – не просто суровый Судья. Бог показал, что Он – наш Отец. И при этом любящий Отец! Что может быть выше, трогательнее и прекраснее этого!? Это такое красивое религиозное учение!

Вот, судите сами. Понимая, что грешный человек не в состоянии сам преодолеть свою грешную природу (а значит, по справедливости он, человек, должен быть сурово наказан в Судный час), понимая всё это, Бог всё равно хочет спасти человека! И что Он делает? Происходит величайшее в истории человечества событие – Бог-Отец посылает Своего единородного Сына, чтобы Он, Сын, спас людей! Сын берёт грех человека на Себя! Сын Божий (воплощённый Богочеловек Иисус Христос) ВМЕСТО человека несёт тяжелейшую мучительную казнь и таким образом становится Спасителем.

Какая сила Божественной любви! Вместо человека кару претерпевает сам Бог (ни в чём невиновный Сын Божий – Иисус Христос). Только чтобы освободить человека от бремени его человеческого греха. Вот это я понимаю! Вот это сила любви Господней.

После этого что остаётся человеку? Да просто уверовать в Крёстную Жертву Сына Божьего Иисуса Христа – и тем самым приобщиться к этому спасению. Каждый, кто уверовал в Христа-Спасителя, – сам может рассчитывать на прощение своих грехов. Потому что Бог-Сын уже пострадал и умер за твои грехи в том числе (если ты в это веришь).

Осталось прояснить ещё два момента.

Почему человек грешен? Потому, что согрешили наши прародители – Адам и Ева! Они согрешили, испортили свою человеческую природу, и с тех пор грех передаётся по наследству каждому вновь родившемуся человеку. Ну, знаете, как, к примеру, любая зараза или инфекция передаётся от матери-роженицы родившемуся младенцу, включая такие страшные болезни, как ВИЧ и другие.

Поэтому человек обречён. И только Крёстная Жертва Господа Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа помогает разорвать эту обречённость. Христос умер за наши грехи и потом воскрес. Смерть побеждена Жизнью! Мы спасены!

Второй важный момент. Я тут употребил понятия «Бог-Сын» и «Бог-Отец». Так вот, ни в коем случае не слушайте тех невежд, которые утверждают, что якобы христиане веруют в «трёх богов» (есть ещё Бог-Святой Дух). Не верьте, это неправда. Христиане веруют в одного Триединого Бога! Разумеется, Божественная Сущность едина, нет никаких трёх богов.

Что же касается понятий «Бог-Отец», «Бог-Сын» и «Бог-Святой Дух», то это Лица (ипостаси) единого Бога. Понимаете? Бог один, а Лиц в Нём три.

Точной земной аналогией это объяснить нельзя, ибо у Бога нет земных аналогов. Иногда наши православные богословы проводят такое сравнение. Вот есть солнце, оно едино. Но при этом в едином солнце мы различаем диск, свет и тепло от него».

Евгений Б., Махачкала

 

Комментарии

«Исламской цивилизации»

 

Мы не оспариваем право Евгения верить в Бога так, как он это изложил. «Нет принуждения в религии». И если христианин убеждён в учении Церкви, никто не вправе заставить его силой принять ислам.

Тем не менее мы оставляем за собой право прокомментировать некоторые пункты этого вероубеждения.

Евгений противопоставляет Бога в исламе («суровый Судья») и Бога в христианстве («любящий Отец»). Это не совсем верно. Целый перечень имён Всевышнего Аллаха – Милостивый, Милосердный, Любящий, и другие – свидетельствует, что Он вовсе не только «суровый Судья».

Как раз-таки мусульмане очень надеются на Милосердие Всевышнего и на прощение своих грехов.

Евгений не учитывает одного важного нюанса: Бог может простить грешного человека просто так. Просто по своей Милости и Любви, если Он пожелает сделать это. Богу не нужно для этого убить (вместо грешного человека) кого-то другого, например, самого Себя. Себя или своего Сына («Бога-Сына»). Мы пишем этот термин в кавычках, потому что ислам ясно гласит: у Бога нет никакого Сына.

Сама мысль о том, что Бог стал человеком (то есть Творец превратился в творение!), а потом дал убить Себя и позорно висел мёртвый на кресте, для ислама чудовищна.

И, кроме того, Богу не нужно это! Кто может помешать Всемогущему Богу простить всех своих рабов, которых Он пожелает простить? Зачем ему сначала казнить самого Себя? Зачем эта бессмысленная «спецоперация»?

Евгений пишет: «Крёстная Жертва». Какая жертва? Кому? Бог приносит в Жертву Себя… самому Себе? Для чего?! Он что, не свободен в своих поступках?

Может быть, это справедливо? Типа «ну кто-то же должен ответить и понести кару за грехи; если не сам человек-грешник, то любящий Бог за него». А что тут справедливого? Христиане веруют в Иисуса Христа как в святого Бога и безгрешного человека («Богочеловек»). Ну и что справедливого в том, что безгрешный Иисус подвергся страшным пыткам, издевательствам, а потом умер мучительной смертью?

Что это меняет? Какие «новые права» это даёт Богу? И каких прав у Всемогущего Бога не было до этого события? Ещё раз: почему Евгений считает, что Бог не может простить человека просто так?

Представьте себе, что земной судья точно установил вину преступника и вынес справедливый смертный приговор. И дальше судья вдруг говорит: «Жалко преступника! Я сам (или мой любимый сын) вместо него пойду на казнь!»

Насколько это справедливо или разумно? И что в этом милосердного? Если судья в самом деле настолько милосерден и жалостлив, почему он не может просто простить преступника и не выносить ему смертного приговора? почему нужно обязательно кого-то убить (как бы вместо преступника), да ещё убить совершённо невиновного?!

Судья – он что, не хозяин своего приговора? А если он судит по закону, то где это есть такой закон – чтобы вместо преступника казнили невиновного? А если он судит по милосердию, то опять же: почему нужно вместо преступника непременно казнить кого-то другого? Кто сказал, что его нельзя просто простить?

 

Убеждения мусульман

 

Мы, мусульмане, веруем совсем иначе. Да, человек слаб и несамодостаточен. Да, человек обязан как раб Божий покориться своему Творцу и подчиняться Ему во всех Его повелениях (это смысл слова «ислам»). Собственно, для этого человек и создан – поклоняться Богу.

И если человек делает всё это добросовестно, он приобретает великую милость – любовь и прощение Бога:

Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (Коран, 3:31).

И, как сообщает нам сам Всевышний, совсем Ему не нужно для этого убить самого Себя – для того, чтобы любить и прощать нас.

И даже если, уже встав на путь ислама, человек ещё где-то сбивается, ошибается, грешит, и тогда он не должен терять надежды:

Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (Коран, 39:53).

Не отчаивайтесь в милости Аллаха, дорогие братья и сёстры мусульмане. Всевышний не прощает только один грех – многобожие, о чём Он и предупреждает в своём Священном Писании:

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (Коран, 4:48).

Что же касается Иисуса Христа (мир ему), то это великий выдающийся человек, пророк и посланник Божий. Но не Бог! Верить в него как в Бога, как в Бога-Сына, как в воплотившегося Богочеловека – это чудовищная ошибка, это неправильно и не соответствует истине!

Также Всевышний в Коране опровергает учение о Божественной Троице. Аллах един и один, Он не рождал и не был рождён, и нет никаких Бога-Отца и Бога-Сына. Поэтому не нужны и аналогии через материальные (сотворённые!) тела типа солнца.

И тут Всевышний прямо обращается к христианам:

«О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии), и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: «Троица!» Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину, Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далёк от того, чтобы у Него был сын. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!»

(Коран, 4:171).

А выбор, конечно, за вами, Евгений.  

Номер газеты