[ Ассоциация – это не адаптация ]

30 июля 2011 года в Махачкале, в конференц-зале Национальной библиотеки Республики Дагестан состоялся маджлис (собрание) дагестанских студентов исламских учебных заведений, посвящённый «проблемам исламского образования и призыва ахлю-с-сунна в Дагестане».

Участниками маджлиса были как выпускники, так и студенты исламских учебных заведений – как дагестанских, так и зарубежных (Египет, Саудовская Аравия, Сирия) – около 100 представителей городов и районов Дагестана.

Организаторами маджлиса выступили члены «Ассоциации ахлю-с-сунна в Дагестане».По словам официального представителя ассоциации (пресс-секретаря) Зияутдина Увайсова, «созыв подобного маджлиса был необходим для более эффективной и слаженной работы на благо ислама и общества, самого важного исламского потенциала республики – студентов».

 

Ассоциация и политика

 

Маджлис студентов – первый серьёзный шаг «Ассоциации учёных ахлю-с-сунна в Дагестане» после того, как её представители объявили об отказе от политической деятельности. Что для ассоциации значил этот отказ – поняли немногие. Несмотря на то, что в составе данной организации можно увидеть авторитетных в Дагестане обладателей знания, ассоциация не пользовалась у исламской молодёжи той популярностью, которую имели каждый из её членов. Причин этому несколько. Благодаря некоторым действиям отдельных участников ассоциации, многими она стала восприниматься как инструмент государства в противодействии радикализму и контроля настроений исламской молодёжи. Также ассоциацию часто ошибочно путают с Комиссией по адаптации боевиков, о чём на маджлисе студентов говорил один из выступавших. 

На самом деле «Ассоциация учёных ахлю-с-сунна в Дагестане» – это своего рода попытка ответить на запросы мусульман республики, не удовлетворённых работой существующих исламских институтов, а также наладить качественный и цельный процесс исламского призыва с привлечением имеющихся ресурсов. Именно с такими целями изначально создавалась организация. Это, безусловно, политика. Только исламская.

 

Некоторые проекты

 

Состоявшийся маджлис послужил местом для сбора мнений студентов о ситуации в Дагестане, приоритетности стоящих перед исламским призывом задач, проблем и путей их решения.

Одним из важных проектов, реализовать которые необходимо в ближайшем будущем, является комитет по фатвам. Члены ассоциации объявили о готовности создать специальный комитет, который будет отвечать на вопросы населения, решать семейные и имущественные проблемы, возникающие между мусульманами. В состав комитета войдут известные в республике алимы, имеющие за плечами десятки лет учёбы дома и за рубежом.

Другим важным проектом, нашедшим отражение в принятой после маджлиса резолюции, является разработка программы полноценного исламского образования на основе Корана и Сунны с привлечением крупных учёных за рубежом. Выступавшие отметили имеющиеся в образовательном процессе проблемы как дома, так и за рубежом. Несмотря на очевидную важность изучения таких разделов исламского права, как исламские торговые отношения, семейное право, судопроизводство, шариатская политика, – большинство студентов, выезжающих на учёбу за рубеж (не говоря уже о тех, кто обучается исламским наукам дома), не осваивают должным образом эти важные отрасли шариата.

Знания большинства людей, которых мы привыкли называть знающими и даже учёными, не выходят за рамки вероубеждения и ритуального поклонения. Безусловно, акида – это самая важная исламская наука, а фикху ль-ибадат – самая важная часть исламского права. Но это не всё. Заряженная на распространение ислама молодёжь, не способная качественно и информационно противопоставить окружающему нас экономическому и политическому беспорядку исламскую альтернативу, ассоциируется с фанатизмом и примитивизмом. Это проблема целого поколения, которую не решить за один день. Как правило, исламский образовательный процесс в Дагестане представляет собой скитания от одного преподавателя к другому, без системного подхода, когда проходя один этап, студент не знает, что он будет делать на следующем.

Понимая озвученные проблемы, члены «Ассоциации учёных ахлю-с-сунна», а также выступавшие студенты единогласно пришли к необходимости составления и реализации качественной образовательной программы.

 

Студенческий ресурс

 

Исламские студенты с каждым годом представляют всё большую часть настроений общества. Если тенденции продолжатся, то тулябу-ль-ильм (приобретающие знания) скоро негласно возьмут в свои руки социальные институты. Такой процесс идёт не только в Дагестане. Обращение за решением своих семейных или имущественных проблем к знатокам шариата вместо того чтобы подавать в государственный суд, становится модной тенденцией среди всех слоёв населения, что является естественным показателем исламизации общества. Причины этого следующие:

1) Ислам запрещает мусульманам обращаться за судом не на основе шариата. Аллах говорит в Коране: «…они не уверуют, пока не изберут тебя судьёй во всём том, в чём препираются между собой, и не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и не подчинятся полностью» (сура «Женщины», аят 65); «А кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, те – неверные» (сура «Трапеза», аят 44). С ростом исламской сознательности люди становятся более склонными к тому, чтобы подчиняться требованиям шариата.

2) Шариатский суд представлен людьми, имеющими определённые гарантии своей порядочности и известными своей принципиальной позицией, выраженной в своё время словами имама Малика: когда исламский учёный выносит то или иное решение, будь это суд или фатва, он представляет перед своими глазами Ад и Рай, стимулирующие полную отдачу на пути поиска правильного ответа. Этот фактор определяет другую причину популярности шариатского суда, который становится поиском истины, а не состязанием в правоте, что привлекает к нему и людей, не имеющих твёрдых исламских убеждений. Несмотря на пустословие тех, кто говорит о человеческом факторе, который уравнивает шариатский суд с нешариатским, в реальности никто не сможет выявить факт взятки в шариатском суде современного Дагестана.

Также важным элементом исламизации, требующим участия шариатских специалистов, является институт закята, набирающего в республике серьёзные обороты. Отдельные чиновники и бизнесмены даже пытаются конкурировать с системой исламской благотворительности. Не буду судить об искренности этих людей – сердца видит только Всевышний Аллах. Однако в любом случае в борьбе за симпатии людей силы отдельных энтузиастов слишком не равны силам простых мусульман, вооружённых идеальной благотворительной системой, установленной Всевышним. Тем более что симпатии людей для мусульман – это не самоцель. Самоцель – довольство и награда Аллаха.  

Номер газеты