[ Жить, чтобы застрелиться ]

Человек, загнанный в угол, может вдруг стать удивительно свободным. Вот и многочисленные проблемы Русского театра, многолетнее балансирование на краю неожиданно создали уникальную ситуацию. Такую степень свободы получают театры либо находящиеся на пике успеха, либо те, что на грани развала. У них нет необходимости подлаживаться под вкусы публики, заигрывать с ней. Вот и главный режиссёр Скандарбек Тулпаров подумал себе «Однова живем!» – и открыл 80-й театральный сезон фарсом Николая Эрдмана «Самоубийца».

Вся история началась из-за колбасы. Простой ливерной колбаски. И из-за неурочного голода главного героя Подсекальникова. Ещё из-за его полной материальной зависимости от жены и тёщи. Но скорее из-за того, что живой Подсекальников был никому и на фиг не нужен, а вот самоубившийся, причём демонстративно, с указанием причин и виновников в посмертной записке, оказался бы полезен очень и очень многим. Но Подсекальников, которого все, включая домашних, уже примеряющих новенькие траурные туалеты, подталкивают к последней в его жизни истерике – НЕ СМОГ!

По большому счету, «не смог» и играющий его Вахтанг Керечашвили. Подвела парня фактура. Образ обалдевшего от всеобщего внимания задохлика под напором вахтанговского могучего тела и неистребимой витальности расползается по швам. Керечашвили лучше удаются балагуры и бабники, те, кто по-хозяйски берёт жизнь за вымя, но умудряется не оскотиниться вконец. А вот Подсекальников – беспонтовая мелкая сволочь, поимевшая свои 15 минут славы – не вышел. «Сервировка покойника» не задалась. Хотя на каком-то ином, не сценическом плане актёр и роль срослись. У Подсекальникова «отбирает» самоубийство неизвестный Федя, застрелившись где-то за кадром. А у Вахтанга лавры «отобрала» Татьяна Алиева, сыгравшая роль второго плана – пожилую, но резвую вамп Клеопатру Максимовну с такой убедительностью ужимок, с такой точностью интонаций, что любо-дорого посмотреть. В общем-то, спектакль, пока ещё сырой, может получиться, если дураки не помешают. А могут. Интереснейшие дела творятся!

Пьеса Эрдмана, написанная в 20-е годы, натерпелась положенного от Советской власти. Кто бы мог подумать, что спустя без малого сто лет ей снова влетит. Хотя Тулпаров и вымарал из неё крамольные фразы вроде «Будет прекраснее, если правительство протянет ноги», это не уберегло его от обвинений самого идиотского характера. «Тулпаров призывает молодёжь к самоубийству!» – ещё два года назад, когда Тулпаров только мечтал о спектакле, голосили позвонившие в «ЧК» доброжелатели. Можно было бы списать всё на патологическое простодушие людей, которые, даже будучи посланными на ..., уточняют адрес, если бы фраза не прозвучала вновь. «Суицид, – шелестит в кулуарах. – Одно название уже провоцирует!» И это о пьесе, где в финальной сцене герой, вылезший из гроба, кричит: «Как угодно, но жить! Не хочу умирать ни за вас, ни за класс, ни за человечество!» Фарс, да и только! Застрелиться и не жить. А вы говорите «ливерная колбаса»... ]§[

Номер газеты