[ Сам по себе Апанди Магомедов ]

В конце ноября в московской «Айдан галерее» закончилась выставка Апанди Магомедова «Посвящение № 2». «Айдан галерея» – это первая в России галерея современного искусства, Апанди – один из ведущих современных дагестанских художников. Первый из них, чья персональная выставка состоялась в независимой частной авторитетной галерее Москвы. Все признанные мастера дагестанской живописи имеют в послужном списке упоминания об участии в столичных выставках. Но времена активной работы Союза художников, постоянного процесса культурных обменов, политики поощрения и финансирования художественных проектов из центра – эти благословенные времена давно прошли. В постсоветском Дагестане выставочная деятельность утихла надолго и лишь недавно закипела с новой силой (это значит, что к «Первой галерее» присоединились ещё две-три выставочные площадки), а в Москве уже давно выставляют только тех, кто… Да, кого?

Тех, кто интересен сам по себе? Тех, кого сегодня или в перспективе можно продать? В чьём творчестве есть новизна и свежие решения? Или тех, кто работает в согласии с тенденциями развития мировой художественной культуры? Выставляют тех, в ком всё это совпало. Оказалось, что Апанди Магомедов и его посвящения кизяку – как раз такой случай.

Галерист Айдан Салахова увидела его работы на выставке-ярмарке «Арт-Москва» ещё в 2000 году. Полтора года длилась подготовка совместного проекта «Айдан галереи» и Апанди, осуществлённого в нынешнем ноябре. Все работы, вошедшие в «Посвящение № 2», художник делал специально для этой выставки. Из того, что он привёз в Москву, было отобрано шесть рельефов, каждый из которых состоял из нескольких (а то и нескольких десятков) частей, которые можно было конструировать, составляя бесконечное количество вариаций экспозиции. Ту, на которой Айдан Салахова остановилась, художник считает очень удачной. Вот как описала впечатления от экспозиции искусствовед Виктория Хан-Магомедова: «Ощущение спокойствия рождают соотношения вертикалей и горизонталей, в которых физические законы взаимодействия предметов и явлений наполняют метафизическим смыслом торжества гармонии над хаосом. И тонкие цветовые переходы беловато-охристых тонов с небольшими вкраплениями чёрного, и спокойные геометрические членения призывают к безмятежности духа. Настенные панно Апанди становятся всё более масштабными (до 9 м), «сползают» со стен на пол, формируя почти храмовое пространство». Так написал искусствовед. А вот описание того же самого уже из уст художественного критика Фёдора Ромера: «Выпуклые работы-рельефы Магомедова повешены и положены так, что напоминают выщербленные и очищенные от штукатурки куски стены и останки пола (…) Культурный слой снят, а за ним зияют дразнящие первородностью первоосновы».

Критики, посетители и организаторы считают выставку удачной. За ней последует дальнейшее сотрудничество «Айдан-галереи» и Апанди Магомедова. Апанди доволен тем, что вошёл в число «художников галереи», а значит, получил возможность расширить круг своих зрителей, следовательно, появилась перспектива выставляться не только в Москве, но и за границей. Но он не может ответить на вопрос, почему он оказался интересен столичной галерее. Не может, потому что не сделал ровным счётом ничего специально для этого. Он занимался «посвящением кизяку», у которого, казалось бы, не было никаких перспектив вписаться в мировой культурный процесс. ]§[

Номер газеты