[ пятая колонка ]

[Жизнь После Смерти] Мне говорят: ты слишком много говоришь о смерти. А о чём ещё говорить здесь и сейчас, где и когда жизнь человека утратила свою ценность, где и когда принципы гуманизма низведены до крайности, а место под солнцем находят себе не все?

Есть ли жизнь после смерти, нет ли жизни после смерти – это науке неизвестно. Потому вопрос существования потусторонности притягивает даже самых доморощенных спорщиков. Реалисты, которые хотят всё собственноручно щупать, никак не могут поверить в загробную жизнь. И снисходительно смотрят на людей набожных, которые всю свою жизнь стремятся провести так, чтобы получить заветное место в раю.

«Может, оно и так: может, будем мы жить после смерти, – говорят скептики, – но ведь это уже будем не мы». Допустим. Но в таком случае и то, что мы есть сейчас, – тоже не мы. Нас, получается, нет вообще! Есть бесконечный переход из одного состояния в другое. В религиях это называется бессмертием души.

В современном мире существует особый тип людей, которым не хочется жить. Которым умирать не больно, не обидно, как другим. Причём далеко не всегда это изгои общества, маргиналы, люмпены, в конце концов. Такие, напротив, цепляются за любое средство существования, барахтаются в повседневности и выживают.

Речь о других, о людях со склонностью к суициду. Принято считать самоубийц слабовольными, лишёнными гибкости. Но их мало волнует общественное мнение. Они просто-напросто не считают себя нужными здесь. И им такой мир тоже не нужен. Они не ищут людского понимания – они хотят смерти. Не все из них покорно её ждут, не все так одиноки в своих стремлениях. До некоторых пор, например, в Интернете существовали сайты для людей с суицидальными склонностями.

Отдельно следует выделить других, стремящихся к смерти. Тех, кто посвящают свою жизнь идеям, кто умирают во имя них, тех, кто борются за веру. И самоубийство таких особенно поощряется радикальными исламскими движениями. В Палестине, например, террорист, взорвавший израильский автобус, – пример для подражания детям, герой своего народа.

Будет ошибочным и даже глупостью думать, что молодые дагестанцы, называющие себя шахидами и моджахедами, меняют мещанское бытие на освящённую, с их точки зрения, смерть из-за денег (зачем они им, мёртвым?). Возникают сомнения и в том, что это исключительно способ отомстить (личным обидчикам, милиции, Соединённым Штатам, всему миру). Тут, скорее, больше другое – искренняя вера в Жизнь После Смерти, вера в то, что жизнь – это испытание. Что их ждут райские сады с прекрасными гуриями (что, интересно, с этими гуриями делать в райских садах?).

Может, следует жалеть их (и далее по схеме: принять – простить – помочь). Не осуждая даже самых последних. А может, стоит позавидовать: им есть ради чего умирать. ]§[

Номер газеты