[ Почём нынче счастье? ]

Накануне Дня смеха в Русском драматическом театре им. Горького состоялась премьера комедии «Женитьба Бальзаминова» по мотивам трилогии Александра Островского о похождениях жениха-неудачника.

«Женитьба Бальзаминова» – всем известное хрестоматийное произведение, востребованное многими театрами. Подтверждение тому – частота и обширная география постановок. Приглашённый художественным руководителем Русского театра Скандарбеком Тулпаровым молодой тульский режиссёр Алексей Басов поставил на махачкалинской сцене одну из частей трилогии Островского, которая называется «За чем пойдёшь, то и найдёшь».

Спектакль поставлен без особых изысков и авангардных трактовок. На сцене развивается внятный и доступный не избалованной драматическим искусством махачкалинской публике несложный сюжет. Глупенькая, но практичная мамаша недотёпы и мечтателя Михаила Бальзаминова в исполнении Валентины Колчиной, зная, что её сыну за счёт собственных талантов и способностей не прожить, делает всё, чтобы выгодно его женить. Каждое сватовство Бальзаминова заканчивается громким скандалом, а то и оскорблениями. Мечта жениться на богатой невесте не даёт простодушному герою покоя. И именно в пьесе «За чем пойдёшь, то и найдёшь» герою всё-таки улыбается счастье, вполне отвечающее его личной «бальзаминовской» жизненной философии. «Да и совсем не от зависти я хочу жениться на богатой, а оттого, что у меня благородные чувства. Разве можно с облагороженными понятиями в бедности жить? А коли я не могу никакими средствами достать себе денег, значит, я должен жениться на богатой. Ах, маменька, какая это обида, что всё на свете так нехорошо заведено! Богатый женится на богатой, бедный – на бедной. Есть ли в этом какая справедливость? Одно только притеснение для бедных людей», – рассуждает Бальзаминов в исполнении Александра Слобожанина. Актёру удаётся сполна создать отталкивающий образ алчного себялюбца. Такого, каким увидел Бальзаминова режиссёр Басов: «Это не трогательный простофиля из советского фильма в исполнении Вицына, а волк в овечьей шкуре». Пьеса, по мнению режиссёра, очень актуальна для наших дней: «Этот спектакль о том, каким страшным может стать не очень умный человек, если ему в руки попадает богатство».

Особенно удались в спектакле женские образы. В некоторых сценах Мирина Курбанова, игравшая Акулину Красавину, перетягивала на себя всё внимание зрителей. Молодая для этой возрастной роли актриса привнесла в образ свахи своеобразное деловитое обаяние. Так же зрителям запомнились Анна Безрукова в роли горничной сестёр Пеженовых, подражающей барышням в их ужимках и кокетстве, и необъятная скучающая Домна Белотелова с делано запаздывающими реакциями в исполнении Любови Даниловой.

Удивительно просто и функционально-конструктивно решено Юрием Августовичем сценическое пространство. По ходу действия оно динамично изменяется на глазах у зрителей, превращаясь из гостиной дома Бальзаминова во двор сестёр Пеженовых или в сад Домны Белотеловой. Герои ловко пролезают в отгибающиеся доски ветхого забора, пренебрегая калиткой.

Во втором составе спектакля главную роль будет исполнять Вахтанг Керечашвили, актёр с непривычной для роли Бальзаминова внешностью. Даже режиссёр Алексей Басов признаёт, что с этим актёром может получиться несколько иной спектакль. «Вахтанг – это всё другое: рост другой, энергетика другая. И трактовка темы, наверное, получится другая».

Для одних зрителей этот спектакль может оказаться сценической версией чего-то читанного, виденного, пережитого, превращаясь в некий культурный след; для других – достаточно хорошо сделанным представлением, вызывающим беспрестанный смех. ]§[

Номер газеты