[ Ностальгическая «Сыроежка» ]

«Не оттого, что зеркало разбилось, не оттого, что ветер выл в трубе…» Совсем не поэтому, а по стечению обстоятельств, воскресным днем в безумную рань (12 часов!) мы с приятелем оказались в Малом зале Русского театра. Шел там детский спектакль из грибной жизни «Жила-была Сыроежка». Вы, возможно, ожидаете, что речь пойдет об авангардной постановке, где полуголая Сыроежка с пирсингом, ирокезом и комплексом Электры раскачивается на трапеции. Вот и нет. Обычный спектакль для детей, безо всяких наворотов и экспериментов. Но за долгое время он оказался первым, который не вызывал активного раздражения.

Такое неожиданное миролюбие, в первую очередь, навеяла публика. Очень открытая, благодарная и готовая к интерактиву в любое время суток. Такое для наших театров — редкость необычайная. Дети, которые находились в зале, были еще слишком малы для того, чтобы усвоить «хорошие» дагестанские манеры. Они не догадывались, что нужно гоготать и шикать, громко обсуждать физические параметры актрис и потягивать «Вертолет» из жестяной банки. В силу своей детской непричастности к последним пискам бонтона, маленькие зрители завороженно смотрели на сцену. Некоторые из них подбирались поближе, полностью включаясь в происходящее.

А на сцене в симпатичных декорациях разворачивалась старая, как мир, история — Хорошее боролось с Нехорошим. Думается, нет необходимости убеждать — работа актеров и режиссера-постановщика не становится менее важной только оттого, что ставится простенькая детская сказочка, а не «Ричард III», театральные законы остаются неизменными. А потому нам не показалась смешной идея рассмотреть эту постановку по-взрослому, без скидки на «сказочность» и «детскость». Положим, всерьез говорить о сверхзадаче, о том, насколько глубоко раскрыт образ однозначно положительной Сыроежки, было бы нелепо, но некоторые несообразности бросались в глаза.

Рассчитанный на детей, спектакль вполне мог бы ужаться за счет диалогов, которые были немного длиннее, чем необходимо. От этого он бы только выиграл, сделавшись динамичнее. Возможно, это был тонкий ход режиссера. Такой же, как и трижды повторенная мизансцена с сидящими спинами друг к другу Главными Злодеями. Кстати, о них. Старая поговорка «короля делает свита» сработала здесь очень своеобразно. На фоне яркой игры двух Поганок, их лихих акробатических этюдов, появление Самоглавного Негодяя Мухомора прошло совершенно не замеченным. Рядом с Поганками Мухомор имел очень бледный вид, и без его присутствия спектакль бы ничего не потерял. Свита «сделала» короля. А помимо этого, все было «четко», то есть старая, проверенная временем схема в который раз сработала. Совсем не было скучно, и редко терзали слух фальшивые интонации. Удивительно, что тот же режиссер — Владимир Сенюков — поставил такой, по нашему мнению, затянутый и слабый спектакль, как «Ведьмы».

Незамысловатую грибную историю, с песенками и недурной хореографией, с удовольствием смотрели не только дети, но и их родители, а также бабушки с дедушками. Видимо, многие, как и мы, вспоминали и старое здание Русского театра, куда их водили в детстве на «Любовь к трем апельсинам» по Карло Гоцци, и шепот мамы, объясняющей, что во время спектакля благовоспитанный ребенок не носится между рядами и не канючит мороженое. Эта сладкая отрава, выпитая в то время, когда папа был сильнее даже львов и медведей, а мама была самой молодой, доброй и красивой, отзывается в человеке спустя долгие годы. Именно ее действие, «когдатошнее» театральное очарование заставило многих привести своего ребенка именно сюда, оторвав его от мультиков и компьютерных игр.

К сожалению, публики было так немного, что вспоминался анекдот: «Зритель у нас чудесный! Таких бы еще штуки три...» Нам бы еще несколько десятков, сотен таких зрителей, которые в детстве были захвачены Сыроежкиной историей! Возможно, повзрослев, они стали бы именно той публикой, о которой мечтает каждый актер и режиссер. Взыскательной и терпеливой, способной оценить качественную игру и оригинальность режиссуры, наблюдающей за развитием как отдельных дарований, так и театра в целом. Уверяем вас, тогда бы и наш Театр был совсем иным. ]§[

Номер газеты