[ Конкурс, которого нет ]

Мода в Дагестане – понятие относительное: вроде смотрят все Fashion-TV и скупают глянцевые журналы, но об индивидуальном стиле и самовыражении в одежде пока даже речи не идёт. Вкус всё равно диктуется наличием на наших рынках тех или иных товаров. На фоне этой серости и однообразия с завидным постоянством (то есть ежегодно) Ассоциацией модельеров Дагестана проводится такой праздник моды, как полуфинал всероссийского конкурса «Русский силуэт».

В минувшую субботу, 25 февраля, зал Кумыкского театра был битком набит, так как за три года своего существования региональный отборочный тур конкурса «Русский силуэт» стал заметным культурным событием. На этот раз в нём принимали участие семнадцать коллекций, сотворённых студентками Дагестанского художественного училища, Избербашского педагогического училища, Политехнического колледжа, Дагестанского педагогического университета, Института финансов и права и Школы модельеров «Грата». Организатор международного конкурса «Русский силуэт» Татьяна Михалкова, которая обычно лично отбирает на региональном уровне понравившиеся коллекции, сама всё никак не отважится приехать в Дагестан. Поэтому на этот раз председателем жюри стал дизайнер-стилист из Москвы Алексей Коробейников.

Само дефиле просто поражало своим однообразием: похожие цвета, одинаковые силуэты коллекций, юбки-баллоны и брюки-шаровары. К концу трёхчасового шоу способность восприятия притупилась – и все демонстрируемые коллекции показались одной.

Большинство молодых модельеров, видимо, взяв себе на заметку, что этника нынче очень актуальна, решили покорить зрителей и членов жюри обилием меха и дорогих тканей в многочисленных вариациях на тему национального дагестанского костюма. Подобный вывод напрашивался при демонстрации коллекций «Кавказский скинфур» Марины Моисеевой и Заиры Расуловой, «Город, которого нет» Рабият Чугуевой и Изумруд Гаджиевой и даже «Ферония» Хавы Мангушевой из Избербаша. Последняя довольно разочаровала. Хотя автор не первый раз принимает участие в этом конкурсе, её профессиональный уровень нисколько не возрос. Единственным достоинством этих работ как была, так и осталась только трудоёмкость. Замысловатые костюмчики, сплетённые в технике макраме с аксессуарами и деталями из искусственного меха, по сравнению с другими коллекциями смотрелись наивно и, по меньшей мере, неактуально. Что, однако, не помешало этой коллекции в итоге занять хоть и не призовое, но почётное второе место.

В этой «кавказской теме» особняком стоит коллекция «Свой взгляд» Абидат Насибовой и Бурлият Мамаевой. Представляя собой пример современной исламской одежды, где роль сурового хиджаба заменяют изящные капюшоны, эта коллекция оказалась вообще как бы вне конкурса.

Вышеупомянутое однообразие выражалось также в том, что молодые дизайнеры, словно сговорившись, избрали для своих коллекций похожее цветовое решение. Преимущественно землистые, болотные тона лишь изредка разбавлялись буйством красок в таких коллекциях, как «Море, солнце и она» Ильмиры и Нины Гусейновых и Марьяны Мансуровой, «Из того, что было» Евгении Андриевской и в эпатажной «Куклы» Марьям Омаровой и Зарины Сулеймановой.

По окончании дефиле жюри удалилось на совещание, на время, достаточное для того, чтобы на сцене состоялся мини-концерт любимой певицы Министерства культуры Джамили Гамзатовой и внеконкурсный показ ещё нескольких коллекций.

Решение жюри никого не удивило. Хотя «Куклы», представленные Школой модельеров «Грата», покорили зрителей образностью и юбками-трансформерами, скроенными по аналогии с китайскими бумажными фонариками-оригами, фавориты конкурса определились практически сразу. Первое место поделили между собой коллекции выпускниц Школы Анны Джетере «Манифик» Ники Абрамовой, Хавы Темирхановой и «Козьими тропками» Мадины Ибрагимовой.

Роскошная, гламурная коллекция «Манифик», созданная в духе актуального пару сезонов назад стиля «бель эпок», может ассоциироваться у неискушённых в модных тенденциях людей с нашумевшим фильмом «Мулен Руж». Несомненным плюсом этой коллекции оказался её космополитизм: ничего, кроме изысканных украшений, не напоминало о Дагестане. Зато вторая коллекция-победитель «Козьими тропками» была целиком и полностью посвящена родине. К счастью, здесь не оказалось грубой спекуляции традиционными дагестанскими ремёслами – излюбленных модельерами мотивов кайтагской вышивки или элементов кубачинской черни. По словам автора Мадины Ибрагимовой, такое необычное название коллекции дали плавные линии силуэтов моделей, которые «извилистыми козьими тропками проникают сквозь толщу времён, объединяя историю и современность». Итак, в финале конкурса «Русский силуэт» в конце мая Дагестан в который раз будут представлять выпускницы небезызвестной Школы Анны Джетере. Причём одна из счастливиц, Хава Темирханова, едет в Москву уже не впервые. Даже на первый дилетантский взгляд, эти коллекции – явные лидеры. Только можно ли рассчитывать на объективное судейство, если в жюри не последнее слово держится за идейным и творческим руководителем победительниц Анной Джетере? Насколько жюри было честно с участниками и с самим собой, нам поведал один из его членов, художник-модельер Шамхал Алиханов. «К своему решению мы пришли без бурных полемик. Разница была видна сразу же. Всё-таки уровень художественного училища на голову выше, чем у всех этих институтов, где отделения дизайна появились недавно и только начинают развиваться. В училище девочки проходят рисунок, живопись. Это мощная база, это их эстетически и профессионально развивает. Причём сегодня было заметно, что другие конкурсантки переняли многие идеи с прошлого конкурса: кармашки, все эти детали. А Школа Джетере отходит уже от такого эпатажа в сторону «носибельности», так как любая одежда создаётся, прежде всего, для человека». Жюри выбрало те коллекции, которые оказались наиболее образными, цельными. Хотя председатель жюри Алексей Коробейников признался, что голосовал за тех авторов, чьи работы соответствовали его личному вкусу.

Но если уровень работ студенток художественного училища и так гораздо выше, чем у других конкурсанток, то после поездок на финал конкурса он становится ещё более качественным. Таким образом, пропасть между ними только увеличивается. И будет продолжать увеличиваться до тех пор, пока многочисленные модельеры Дагестана не найдут способ вырваться отсюда самостоятельно, «в обход» конкурса «Русский силуэт».

Кто-то уже давно именно так и делает. Вера Агошкина со своими ученицами ни разу не принимала участия в региональном отборочном туре «Русского силуэта». Более того, она поведала нам, что значимость этого конкурса сильно преувеличена вследствие активного навязывания рекламой. «Мы тоже стараемся отправлять своих студентов на всероссийские конкурсы. Но не считаем нужным устраивать из этого такой ажиотаж. Студенты ведь принимают участие в конкурсах, прежде всего, для того, чтобы опыта какого-то набраться, повариться в этой атмосфере, чтоб не замыкаться тут в своих интересах и своих достижениях. В этих поездках девочки получают такой опыт, который им пригождается в дальнейшей учёбе. Мы не отправляем на конкурсы выпускниц. Зачем вывозить дипломниц, если процесс их обучения закончен и неизвестно, применят ли они эти знания ещё когда-нибудь? Студентки третьих, вторых курсов, попадая в эту атмосферу, получают заряд, который доносят до диплома. Вот в прошлом году коллекция моей студентки Зайнаб Джамалудиновой «Танец Коломбины» попала в десятку лучших коллекций на конкурсе «Адмиралтейская игла». Это конкурс для профессионалов, он проводится без излишней шумихи, без всего этого пафоса. Там даже вход свободный. В отборочном туре «Русского силуэта» мы не принимаем участия, потому что это ничего не даёт, ни в плане реализации, ни в плане какого-то профессионального роста. Подобные мероприятия должны проводиться тихо, возможно, даже за закрытыми дверями. Зачем с такой помпой отправлять их в Москву, если они в третий раз приезжают с нулевыми результатами? Зачем делать конкурс ради конкурса, если изначально понятно, кто в итоге победит?»

Бытует мнение, что любые творческие конкурсы организуются для того, чтобы воспользоваться впоследствии идеями молодых, неизвестных талантов. Это, конечно, не наш случай, так как креативность большинства дагестанских модельеров ещё под вопросом. Недостатки нашего конкурса в его «местечковости» и переоценке значимости. ]§[

Номер газеты