[ Гомерический грохот ]

Именно так. Иначе и не назовёшь то возмущение, которое автор вышеизложенного высказывал негодному ни на что журналисту, и то рвение, с которым он стремился в печать. Впрочем, обо всём по порядку.

Осмелюсь прежде всего заметить, что ругать советскую власть, говорить о психологии «совка» и постсоветском пространстве теперь уже совсем не модно: другое время на дворе. Но суть возражения не в этом, а в том, что в этот раз я, в общем-то, не ругал её, а поэтов «прислужниками властных структур» не называл. «На них опиралась новая власть, потому что больше опираться было не на кого…», – было написано в колонке. И выражение это совершенно безобидно и по отношению к власти, и по отношению к тем, на кого она опиралась.

Никакие свои стрелы ни в какого Сулеймана Стальского, ей-богу, не направлял. «Пачкать великого поэта» – и в мыслях не было! Я лишь заметил, что кого-то из дагестанских писателей того времени назвали выдающимися, а кого-то – «Гомером XX века». Это самое «Гомер XX века», кажется, и стало поводом для очередного публицистического отлупа профессора Г. Абдурагимова. Ему показалось, что я поднял руку на святое.

Более того, я обеими руками «за» обличение пороков общества, критику безграмотности, двурушничества и стяжательства, коими, по признанию профессора, вплотную занимался Сулейман Стальский в бытность свою поэтом. Но выражаю сомнение в том, что «стихотворные шедевры высокой пробы он создал как раз до коммунистического переворота». Вернее, в факте создания «шедевров высокой пробы». Впрочем, высокому светилу науки виднее, ибо он показал нам воочию глубокое знание предмета творчества «Гомера XX века», тем паче что приводится несколько нетленных, надо полагать, произведений, которые по полноте образа, по насыщенности метафорами и безупречности слога дадут фору и античному Гомеру!

Несмотря на то, что я – мираж и фантом, было очень интересно узнать, что в ту суровую эпоху, о которой мы будем говорить не иначе как «эпоха редкого явления – великого поэта Сулеймана Стальского», возможно было такое: под впечатлением от издевательства над честными людьми слечь и отдать богу душу. Открытием стало и то, что находились, оказывается, в конце тридцатых годов в Дагестане писатели с гражданской позицией, которые остро критиковали советскую власть.

Мы, наверно, должны с сочувствием относиться к тому «гомерическому грохоту», который неожиданно произвёл Г. Абдурагимов в стенах редакции газеты «Черновик». Он рос и воспитывался на произведениях «Гомера XX века», изучил их досконально, возможно, нашёл в них тайну бытия. А тут появляется на страницах газеты молодой, совершенно не «заслуженный» субъект и выражает своё удивление тому, что Сулейман Стальский может быть кумиром! На святое, можно сказать, замахивается гад! И ещё смеет возражать, когда его перебивают и «тыкают»!

Теперь – за упокой. Признаюсь, вся дагестанская литература начала прошлого века и то, что называется литературой в нынешнем веке, – эти явления вводят меня в сумеречное состояние души. И, хоть убейте, не поверю в то, что лица в папахах, окружившие курчавого Пушкина на фасаде Национальной библиотеки – большие таланты!

У Г. Абдурагимова совершенно иной взгляд на дагестанскую литературу. Мы знакомим с ним читателей газеты. Хотя поначалу и не думали этого делать… ]§[

Номер газеты