[ Дом и всё, что в нём ]

интервью с директором Республиканского Дома народного творчества Маритой Мугадовой Концепция – Прежде всего, что такое Дом народного творчества? – Дом живёт теми общечеловеческими ценностями, которыми нам надо гордиться. Дагестанцев так немного: ну что такое два с половиной миллиона? И мы, казалось бы, разделены языками, обычаями, традициями, но на самом деле это различие нас объединяет. Народное творчество – тот стержень, на который нанизываются добрые отношения, который способствует толерантности. Поэтому главная наша задача – хранить и развивать его. Цивилизация многое даёт, но и отнимает духовность.

А мы сегодня вместе с работниками управлений культуры на местах держим рубежи народного творчества. Достижения спорта – это хорошо, но культура – та витрина, которая не должна пустовать: она на виду. Очень жаль, если ребёнок, живущий в городе, не знает национального языка, но ещё жальче его, если он ни разу не слышал колыбельной из уст живущей в селе бабушки. И поэтому нужно делать всё, чтобы эта бабушка пела, чтобы она хотела петь. Для этого мы и существуем, работаем. У нас много проектов, и мы идём в гору.

– Идёте в гору?

– Я не хочу показаться вам самоуверенным человеком, но это так. Да, нам тяжело сегодня сохранить национальную одежду, народные инструменты, музыкантов-виртуозов, прикладное искусство. Непросто существовать коллективу ветеранов хореографии «Наследие», детскому «Поколению», ансамблю русской народной песни «Волна», нашей цирковой группе. Нелегко убеждать людей, что это важно, что это – наше наследие. И одни мы не смогли бы так много, если бы не было рядом Министерства по национальной политике, Министерства по делам молодёжи и туризму, Союза кинематографистов Дагестана, Министерства культуры, в ведомство которого мы входим.

– Когда был образован РДНТ?

– Он был учрёжден в 37 году, сейчас мы уже готовимся к его юбилею. Не так давно мы сняли фильм о себе, назывался он «Дом, в котором мы живём». И никогда Дом не приостанавливал своей деятельности, даже в годы войны. А деятельность не замыкалась в рамках учреждения. В нашу сферу деятельности входит любая среда с народным самодеятельным искусством, а не только районные отделы культуры. 131-й закон, который вступил в силу с 1 января, придаст значение местным муниципальным образованиям – сёлам, районам, городам. Они получат больше самостоятельности. Но если они значение культуры принизят, я думаю, они многое, что было достигнуто, потеряют. Проекты

– Под Новый год вы провели Слёт Дедов Морозов. Что это вообще было? И как понимать такую выдержку из вашего пресс-релиза: «Сегодня в наше сознание внедряется масс-культура самого низкого пошиба… идёт активное «оболванивание» молодёжи…» после того, как на этом Слёте гвоздём программы был номер «Дагестанская Верка Сердючка»?

– Народное творчество – это и современное народное творчество, и аутентичный фольклор, и студенческий, и импровизированный, и стилизованный. Это всё фольклор, и надо его понимать и вширь и вглубь. По-моему, наша Верка Сердючка – находка. В программе Кизлярского района на Масленицу мы его и увидели. Разве плохо, что парень себя пробует на сцене? У меня он не вызывает отвращения, раздражения, а способствует хорошему настроению. И публике понравилось. Завтра, может быть, Сердючка появится где-нибудь в Гергебильском районе. Вообще, идея Слёта Дедов Морозов – замечательная. Посланники районов Дагестана начинали Новый год вместе. Вы видели, что происходило на площади? Люди имели возможность бесплатно фотографироваться с Дедом Морозом, водили хороводы. Что в этом плохого?

– Насколько целесообразно выставлять так называемый художественный примитив? Я имею в виду выставки Шапи Рабаданова и Анвара Саидова, курируемые РДНТ…

– Сегодня художественный примитив ценится во всём мире. Он пропущен не через ум, а через душу. И, я думаю, ни в коем случае нельзя поднимать руку на самодеятельных художников, ругать их. Они рисуют, как могут.

– А как с народным творчеством связана Джамиля Гамзатова? В числе спонсоров её концерта значился и РДНТ…

– Джамиля – это самородок, талантище. Я не абсолютизирую её, но вижу, что она – трудоголик. Джамиля не щеголяет тем, что ей дала природа, она не поёт под фонограмму. В конце концов, как можно отказывать в помощи творческим людям?! Когда в дверь стучат, надо её открывать.

– Как возник конкурс танца «Дети гор»?

– «Дети гор» – перспективный проект. Республиканский конкурс юных дарований «Перепёлочка» показал на поверку, что самый характерный жанр творчества – танцевальный. Мы и дальше будем проводить «Перепёлочку», но выделили отдельно «Дети гор». Хотим сделать его региональным. Молодого дагестанца можно многому научить в танцах: как держать осанку, как вести девушку, где можно сделать «ковырялочку», а где – нет. Но это ещё не всё: важно знать, как танцуют у него в селе. Например, ансамбль «Хебда» Шамильского района, с которым мы ездили в Бельгию, показал там то, что танцуют у них в селе, а не приевшуюся лезгинку.

– Говорят, что вы занимаетесь организацией свадеб и торжеств. Это так?

– Нет, не так… Правда, если вы решите жениться, придёте и скажете: «Марита Велихановна, вы не поможете?» – мы не откажем. Можем порекомендовать народных исполнителей, ансамбли, рассказать, из чего свадьба состоит. Ведь это, по большому счёту, тоже к нам относится. Но мы никогда не делали это ради денег. Перспектива

– Бытует мнение, что ежегодный конкурс видеопрограмм о народном творчестве «Радуга» – это конкурс для определённого круга людей. Почему бы не популяризировать его, не привлечь к участию массы? И насколько, на ваш взгляд, профессиональны работы победителей последнего конкурса?

– Не могу согласиться с тем, что мы проводим «Радугу» для «своих». Та возможность информировать, которой мы располагали, была задействована. Мы давали в эфир телевидения ролики, объявляли конкурс в газетах и на радио, к участию в нём приглашались не только профессиональные студии, но и видеолюбители. Хочу рассказать о том, как возникла идея этого конкурса. В 94 году мы сняли документальный фильм «Чудак из Чукна». Фильм о человеке, который так же, как Танхо Израилов стоял у основания «Лезгинки», занимался народной хореографией, – Джамалудине Муслимове. Человеке, который самоотверженно любил своё дело. Он даже продал свой дом, чтобы купить ансамблю костюмы. В то время было совсем не просто снять такой фильм. Сняли полностью на спонсорские деньги осетинской киностудией. И мы заявили о себе: на центральном телевидении тогда существовал Международный фестиваль видеофильмов и программ о народном творчестве «Радуга». Приглашение на фестиваль, который проходил под Калининградом с участием 37 стран, не заставило себя долго ждать. Наш фильм вошёл в число трёх лучших… Тот фестиваль был 11-й по счёту, наш конкурс – только третий. Чтобы его не делать, можно найти множество причин, а чтобы делать, нужно огромное желание. Популяризировать его нужно, правильно. Но судить – преждевременно. Может, ему ещё надо зреть, года два ещё относиться к нему, как к ребёнку. Главное – его не загубить.

– Что вам дало участие в Международном фестивале горцев в польском городе Закопаны? Как Дагестан был представлен там?

– РДНТ не в первый раз участвует в нём: нас притягивает этот фестиваль. В прошлом году мы привезли туда сводный ансамбль «Леваши». А что он нам дал? Польская сторона предложила нам провести в этом году в рамках фестиваля Дни Дагестана в Польше. Уверены, нас здесь поддержат в этом. Но приоритетнее другой проект. В июле в Дагестане планируется Международный фестиваль фольклора и традиционной культуры народов горных земель. Почему мы не можем себе его позволить? Хотим провести его с участием стран, культура которых близка нам: Индии, Испании, Италии, возможно, Франции. Минкульт России уже включил нас в федеральную целевую программу на этот год. Есть поддержка Российского Дома народного творчества и нашего правительства. После претворения в жизнь нашей идеи мы можем войти в календарь фестивалей IOV – Международной организации ЮНЕСКО по народному творчеству. А это, я думаю, повысит статус фестиваля и сделает республику привлекательной в глазах мирового сообщества. Как вы считаете?

– Согласен. Проект обещает быть интересным, если его не загубят в коридорах бюрократии. Успехов вам! ]§[

Номер газеты