[ ЖЖизнь ]

 

uskov.livejournal.com

 

Симулякр героя

У виртуальной России – виртуальное имя. Страна, где нет ничего настоящего, как бы избрала как бы героя, ибо Александр Невский – миф, о чём знает любой историк, привыкший отличать позднейшие легенды от аутентичных фактов. Мелкое столкновение с местным грабителем, выросшее в НЕВСКУЮ БИТВУ, Ледовое побоище, которое непонятно где было и было ли вообще, а главное, зачем и к каким результатам привела эта якобы победа, – всё это относится к одному из самых мифологизированных персонажей русской истории. Его рождение имело место вовсе не в XIII веке – тогда жил мелкий, ничем не примечательный князёк, который волею случая заполучил великое княжение владимирское – весьма аморфный тогда титул, а в XV–XVI вв., но главным образом в XVIII и XX. Именно с появлением западного – первоначально ливонского, затем шведского и, наконец, немецкого направления в российской внешней политике родился АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ, который стал символом европейских амбиций России. Неслучайно Пётр Великий перенёс мощи князя из Владимира в Санкт-Петербург, а Сталин накануне войны с Германией, но ещё до пакта с Гитлером заказал Эйзенштейну знаменитый фильм. Логично, что на волне новых европейских амбиций Путина-Медведева этот персонаж вновь извлечён из пыльного чулана российской госмифологии.
29.12.08

 

Искусство в массы. Меняем art на fashion

Мы живём в эпоху гибели смыслов, если кто не знал. Все великие идеи прошлого сгинули. Сначала умер Бог, затем нация, потом коммунизм и либеральные ценности.
Арт тоже умер. Чёрный квадрат Малевича – жирная точка в истории искусства, которое перестало быть универсальным языком, обслуживающим великие идеи. В отсутствии смыслов арт сделался пространством самовыражения личности, жестом одинокой души, иногда невнятным, иногда занятным.
Правда, выражать, как правило, нечего, ибо всё сказано и надоело. В массе своей современное искусство обслуживает быт заказчика.
Кому-то нужны цветовые пятна в гостиной, кому-то – космические линии у кофеварки, кому-то – золочёный целлюлит у мебели. Пожалуй, единственной понятной для всех идеей остаётся потребление. Не иметь, чтобы быть, а быть, чтобы иметь.
В пространстве искусства об этом заявил ещё Энди Уорхолл, превративший банку с томатным супом Cambell в арт-манифест.
Схлестнулся я тут по этому поводу со скандальным художником Александром Шабуровым, тем самым, который на пару с Вячеславом Мизиным изобразил целующихся милиционеров в берёзовой роще, запрещённых к экспозиции. Александр говорил о необходимости внутреннего роста, о духовном зрении, о нонконформизме. Слова его звучали правильно, но смысл утратили окончательно. Обратились в ветхую шелуху вроде лозунгов эпохи позднего Брежнева: «экономика должна быть экономной» и «всё для блага человека, всё во имя человека». Чукча, как говорится, даже видел этого человека.
Я спрашивал Александра: к чему вам внутренний рост, зачем духовное зрение, для чего нужен нонконформизм и куда же больше? Альтернатива и провокация давно стали респектабельными институтами буржуазного общества. О них благожелательно отзывается критика, они отлично идут с аукциона. Даже эта бессмысленная акция со снятием Шабурова/Мизина и других скандалистов пошла им только на пользу.
В коммерческом смысле слова. В той же степени, как навредила имиджу Третьяковской галереи и Кремля, которые предстали во всей своей дремучей безмозглости перед изумлённым человечеством.
Средневековый монах отвергал мир и уходил в лесную чащу ради стяжения духовного блага, обуздания плотских желаний, ради внутреннего роста и высшего воздаяния. Это был подлинный нонконформизм, потому как он обладал смыслом.
Современный нонконформизм не про идеи, а про заказчика. Просто его так назвали маркетологи, чтобы клиент не перепутал. Это Айвазовский – его лучше под золотой целлюлит мебели, а это нонконформист Шабуров – хорошо сочетается с минималистическим интерьером.
Утрата смыслов – причина современного одиночества. Человек не знает, ради чего живёт, ему пусто и неуютно. Поэтому он всё время хочет нравиться, соблазнять и отдаваться. Мода, которая и есть ассортимент перьев для соблазнения, маскирует внутреннюю пустоту. «Твоя жизнь – твоё искусство, твои дни – твои сонеты», – говорят интеллектуалы от fashion-индустрии.
«Кто не в Prada, тот лох» – этот скандальный лозунг из запрещённой рекламной кампании ЦУМа, право слово, звучит куда более смело, чем целующиеся милиционеры.           4.06.08

 

ujeslesar.livejournal.com

 

Дискриминация – это… 

не когда белый не хочет делать за негра (афроафриканца) его негритянскую работу. И даже не когда женщину не берут на работу асфальтоукладчицей по явно надуманным ограничениям. И не когда умственно отсталым, но социально очень активным гражданам не дают выбрать для страны народного президента.
Дискриминация – это когда в салоне маршрутки водитель громко включил шансон, а на панели перед носом пассажиров, сидящих на переднем сиденье, висит объява «На передние места с плеером садиться категорически запрещено». Ау, где вы, правозащитники?
А я, блин, как раз наушники от плеера на работе забыл (
21.01.09
На митинге-то, оказывается, гораздо скучнее. Согнанные с предприятий бюджетники уныло кричали «уррааа!» каждый раз, когда у выступающего на трибуне пересыхало в горле, и потрясали транспарантиками с указанием городов и районов. Юные, оптимистично улыбающиеся зомби в одинаковых шарфиках приплясывали под бодрую музычку из динамиков и после упоминания священных имён солярных близнецов президента-премьера делали одобрительное «ааааыыыыааа!». Выступающие начинали свои речи стереотипно: «Кризис, который зародился отнюдь не в нашей стране, никогда не сломит… и т. д.» Шёл дождь, и это было самым весёлым событием в тот день. Я вполне ожидаемо оказался мерзавцем и написал на заказ для Москвы бодрый репортаж, в котором знамёна реяли над воодушевленной толпой, единство партии и народа крепло на глазах и т. д. и т. п.
2.02.09
 

 

quithands.livejournal.com

Без аськи уныло. Ни Рамзес не учится, ни кофе не пьётся. И тут скучно чо-то. Думки. Непонятные, не знаю откуда. О том, что не зря не поступила на журфак. Хорошо что не хватило публикаций, и мне стало влом, и я свалила всё это дело на маму. Я ведь так хотела, но хорошо что не вышло. Хорошо не потому, что мне безумно нравится сидеть и разбирать сейчас свои английские каракули о прилагательных и глаголах. Хорошо, потому что во мне нет чего-то нужного, чтобы писать людям. Могу тока о себе, всякие жежешечки. Мне, увы, вообще пофиг, что кризис, Палестина и Израиль, Обама, а Украина газ ворует. Даже обидно, что мне пофиг, а притвориться не получается. У меня более насущная проблема. Наушник моросит. Вы знаете, каково это? Это хуже, чем когда он совсем ломается. Моросит – это значит звук полностью зависит от движения твоей головы и шеи. Значит постоянно прерывается. Не получается застыть и не дать звуку пропасть. Это жутко нервирует. Значит в маршрутках слышна дурацкая дагестанская музыка, и на улице слышны собственные цоканья и чужие оклики. А своя, любимая, необходимая музыка не слышна. Японское. Блёр не слышны. Ничего не слышно толком, одним тока ухом. Ужасно.  
21.01.09
 
Номер газеты