[ Я вам пишу, чего же боле? ]

Преподавательница русской литературы филологического факультета ДГУ однажды спросила студентов: «Кто из вас пишет стихи?» В небольшой группе не без гордости и уже предвкушая поблажки на зачёте руки подняли восемь человек. «Лучше б вы этого не делали», – сказала она и начала запланированную лекцию. На творчество моих сокурсниц это существенным образом не повлияло, однако разноцветную стенгазету «Наши поэты» (или что-то вроде этого), к моей радости, убрали в шкаф…

 

Мания графо

Современная дагестанская литература – литература последних 20 лет – как раз и есть та самая стенгазета, сделанная подручными средствами из подручных материалов. Её заполнили люди, которым никто вовремя не сказал заветное «лучше бы вы этого не делали»: лауреаты госпремий, стипендиаты конкурсов «Лучшие из худших», заслуженные деятели культуры, члены союзов писателей и нетитулованные авторы многотомных трудов. Количество томов их сочинений прямо пропорционально количеству грантов или собственных средств, потраченных на их издание. Уровень – приблизительно такой же, как в студенческой стенгазете, с множеством стилистических и грамматических ошибок, логическими провалами и совершенно банальными мыслями. Авторы, которые слову «презентация» научились раньше и охотнее, чем всем остальным, гораздо более важным для литератора словам: «сюжет», «развитие действия», «кульминация», «стилевое единство».
Современный дагестанский писатель – это, скорее, подписывальщик и даритель каким-то образом изданных собственных книг, нежели человек, оригинально мыслящий и талантливый.

 

Галстучки в ряд

Началось всё в СССР. Когда литературу и журналистику сделали секретаршами господствующей идеологии, журналистика легко и непринуждённо стала исполнять свои прямые обязанности – главного информатора и пропагандиста, а вот литература, в которой при условии, что она настоящая, всегда должно быть что-то большее, нежели заказ, превратилась в плохо поглаженный красный гастучек, который слишком сдавил шею. Именно тогда у многих дагестанских поэтов, среди которых на первом месте, естественно, Расул Гамзатов, появились восторженные оды ГЭС и партии, которая благодарно и щедро отмечала подобные «души прекрасные порывы». Поэтому многие исследователи, те, кто почестней, вполне открыто делят творчество Гамзатова на периоды: до того, как он стал главным поэтом республики, и после. Считается, что именно ранние его стихи наиболее искренние и талантливые.
Советский период с его неуёмной щедростью в любом вопросе, касающемся идеологии, до сих пор с ностальгией вспоминают представители старшего поколения пишущих книги дагестанцев. Для воспоминаний подбираются исключительно высокопарные выражения про то, как сильно ценила власть роль литературы в обществе – «патриотическую и объединяющую», «роль нравственного и эстетического воспитания посредством приобщения к прекрасному». Смысла в этих ставших почти канцеляризмами выражениях не больше, чем в пресловутом «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить», а под тоской по ушедшему имеется в виду прежде всего ушедшее материальное благополучие и престиж. И несколько десятков тысяч у. е. можно было вытребовать для учёбы внучки в Лондонском университете и квартиру в элитном «писательском» доме.
И закончилось всё это сразу после смерти Расула. Фазу Алиева уже готовилась стать главным поэтом республики, когда время чертило двойную сплошную разделительную линию между политикой и литературой. Ни членство в Общественной палате РФ, утверждённое по инерции, ни прежние заслуги не сделали Алиеву хоть сколько-нибудь значимой на политическом олимпе персоной, превратив главного поэта и её коллег по цеху в свадебных генералов с чисто декоративными функциями.

 

До сих пор…

Ежегодные книжные ярмарки, которые проходят в Москве, не обходятся без участия дагестанских авторов. По большей части нашу республику до сих пор представляет именно Гамзатов – в разных вариациях и оформлениях. И сувениры в аэропорту или на автовокзале – это тоже в основном Гамзатов, изредка Цадаса или какой-нибудь современный автор. Однако попадаются издания и уникальные, вроде книги под названием «Словесная культура Дагестана». Её в аэропорту или на вокзале, наверное, уже купили себе те, кого и в самом деле интересует словесная культура, вот только вместо неё нашли в монографии «обстоятельный и достоверный отчёт, повествующий об огромной по объёму, разносторонней и продолжительной по характеру и чрезвычайно ответственной и значимой по целевой установке и уровню организации работе творческого коллектива Института языка, литературы и искусства им. Гамзата Цадасы по разработке и реализации исследовательской программы ведущей научной школы…» Дальше интересно? Зачем монографию для внутреннего пользования издавать тиражом 500 экземпляров и потом ещё продавать?

 

Храм здания

Когда входишь в Союз писателей или Институт языка, литературы и искусства им. Гамзата Цадасы ДНЦ РАН, хочется снять каблуки и пройти по коридорам на цыпочках. Гробовая тишина и покой, присущие совершенно нежилым помещениям, созвучны современному состоянию литературы и институтов, так или иначе её регулирующих.
Председатель Союза писателей РД Магомед Ахмедов о современной литературе: «Литература – это зеркало времени. Сейчас настали смутные времена, и литература в какой-то мере стала смутной. Плодотворно, с мастерством работают писатели старшего поколения Рашид Рашидов, Магомед Гамидов, Магомед-Расул, Камал Абуков, Магомед Атабаев, Магомед Абасил, Абдула Даганов, Ханбиче Хаметова, Байрам Салимов, Бике Кулунчакова, Шамиль Казиев, Газимагомед Галбацов и др. Среди молодых поэтов могу выделить Гамзата Изудинова, Марину Алёшечкину и Юлию Зачёсову». И о господдержке литературы: «Писателю нужна книга, а книге нужен читатель. Сейчас изданная книга не доходит до читателя. Издательство вместо гонорара вручает тираж автору. Раньше был бибколлектор, замечательно поставленная работа распространения книги по всей стране. Сегодня этого нет. В этом деле нужна господдержка. Здесь надо сказать, что самому Союзу писателей такая поддержка оказывается президентом и правительством республики. Без такой поддержки дагестанская литература не могла бы существовать в такое разбойничье-рыночное время… Самое главное – мы сохранили единую дагестанскую литературу, единый Союз писателей Дагестана, где всё национальное интернационально. А это самое важное».
Практически схожую характеристику современной дагестанской литературе даёт Магомед Магомедов, директор Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН: «Так или иначе, но, говоря о современной дагестанской литературе, нельзя не сравнивать её с литературой советского периода. И мы здесь оказываемся в проигрышной ситуации. Возможно, это влияние советской идеологии, которая ставила литературу на такую высоту, до которой она сейчас всё никак не может дотянуться. Но, говоря о советской литературе, нельзя идеализировать, потому что она обслуживала идеологию, и не всегда правильную. Современная власть литературе и идеологии уделяет совсем мало внимания. Писатели раньше были известными и почитаемыми людьми. Не потому, что сейчас нет таких талантливых людей, возможно, есть, и их талант чахнет под влиянием обстоятельств. И перемены болезненнее всего сказались на национальной литературе, которая и в советский период только становилась на ноги. И у читателя нет интереса к чтению. А хорошие произведения есть, в частности произведения Магомеда Ахмедова. Я не могу назвать сегодня другого поэта его уровня в Дагестане. А если говорить о перспективах дагестанской литературы, то здесь я могу сказать, что если не будет специальной республиканской программы по поддержке и сохранению родного языка, как есть в Татарстане, то дело примет необратимый характер – и мы потеряем свои языки, культуру и всё, что с ними связано. Библиотеки районов жалуются, что после развала СССР фактически не поступает литература на национальных языках. Да и издаётся такой литературы ничтожно мало. Она не доходит до читателя. Поэты пишут, находят спонсоров, но тиражи очень маленькие».

 

Горцы от ума

Реанимировать литературную жизнь республики совсем недавно попыталась инициативная группа молодых дагестанских писателей и журналистов – участников литературного кружка «Верба», который лет уже примерно десять где-то периодически собирается, что-то издаёт и пытается хоть как-то отслеживать творчество молодых дагестанских литераторов. В этом месяце общими усилиями выпустили 12-страничную литературную газету «Горцы», в редколлегии которой значатся журналист Марат Гаджиев, журналист, поэт Магомед Рабаданов, журналист, поэт Юлия Зачёсова и фотограф Камиль Чутуев. Заполнили страницы «Горцев» не самыми свежими стихами, несколькими рассказами и парочкой интервью. Ничего неожиданного, нового и сенсационного, что помогло бы газете хоть как-то всполошить застоялое болото литературной жизни республики. Марьям Кабашилова, с её, несомненно, очень хорошими стихами, Мария Алёшечкина, Заира Гаджибалаева, Юлия Зачёсова, Фазир Джаферов и другие – слишком мало и безжизненно для республики, которую уже давно не берут даже очень сильные анаболики.
Ожидается, что подобный литературный срез будет совершаться раз в месяц, однако уже сейчас, после первого номера, это намерение вызывает сомнение: где «Горцы» возьмут столько талантливых, бескорыстно пишущих хорошие тексты людей?

 

А есть ли мальчик?

В существование литературы, о которой говорил Магомед Ахмедов, верить, конечно, хочется. Только вот как? Помимо изданий, которые выпустила в свет в 2008-м «Эпоха», попались на глаза только три книжки. Стихов. Среди них сборник некой Надежды Тузовой, стихи самого Магомеда Ахмедова и небольшая книжка с портретом молодого человека – «Делаешь – не бойся, боишься – не делай». Последняя и вовсе напоминает чью-то не совсем удачную попытку найти в себе литературные способности.
Нет, если хорошо порыться на полках книжных магазинов с надписью «Дагестанская литература», можно ещё много чего отыскать: и религиозную литературу, и мемуары с биографиями личностей разного калибра – от Шамиля до Надыра Хачилаева,и сборники тостов Фазу Алиевой...
Только вот давайте честно: такая литература вам интересна? И можно ли вообще говорить о наличии такого явления, как «современная дагестанская литература»?
Номер газеты