Вы думаете, это смешно? Это легко вот так просто и безо всякой причины ненавидеть какого-нибудь дядьку в телевизоре? Каналы переключать при его появлении, косточки его перемывать за большим праздничным столом, выражать свой подлинный и неподдельный респект коллегам, его отбичевавшим? А потом вдруг наступать на свой же глупый язык и громогласно признавать свои заблуждения? Легко?
Очень даже трудно. Но не признать нельзя. Теперь я готова и «Утомлённые солнцем» посмотреть. И талант его, михалковский, объявить, и Путина на третий… ой, нет, на это пока не готова.
На самом деле второй «Оскар», если такой всё же приключится, – уже не случайность, и с этим надо считаться. Хотя вон, например, Скорсезе ещё ни одной статуэтки в своей жизни не получил, и ничего, не перестаёт от этого быть Скорсезе. Ну, мы о другом. О Михалкове.
Должна вам признаться: нас с ним очень долго связывали довольно сложные и запутанные отношения. Вернее, меня с ним, так как о моём существовании он вряд ли подозревает. Началось всё с вполне обыкновенного скандала в Союзе кинематографистов. Не помню, что там было на повестке дня, но обращение «ворошиловского стрелка» (актёр Ульянов) к выступавшему с трибун Михалкову помню отчётливо. Эпитет «вор» и Михалков впоследствии стали именем и фамилией, к которым чуть позднее прибавилось глупое бахвальство, снобизм, плохо сделанный, но хорошо отрекламированный «Сибирский цирюльник», маска подлеца, которая никак не снималась с актёра после «Жестокого романса». В общем, всё почти как с Машковым после фильма «Вор» (одни воры кругом!), только у Машкова не было отягчающих. Ну, а последней каплей стало совместное с Церетели предвыборное шоу «Путина на третий срок». И не важно, что этим шоу недавно упивалась вся страна: режиссёр «Двенадцати» не имел на это морального права. Да и союз, честно признаться, выглядел паршиво. Гигантоман Церетели, тысячу раз обвинённый в халтуре, и Михалков, тысячу один раз – в непрофессионализме.
Основания не идти на «12» и сомневаться в его качестве были, я вам скажу, пресерьёзнейшие. Их подкрепляли вездесущие журналисты, успевшие «одна нога там» сбегать на премьеру и вернуться с рецензией про то, как Двенадцать играли самих себя и звёздный состав картину не спас от… По всей видимости, имелось в виду признание.
Теперь сомнение только одно: в том, что картина и вправду получит «Оскар». И не потому, что «вор» и зазнайка, и не потому, что парочка искушённых журналистов боялась в похвалах ошибиться, как это обычно бывает с российскими премьерами. И вовсе не потому, что картина годится только для нашей «Пирамиды». Чтобы правильно оценить, а значит понять её, американским кинокритикам нужно вначале хотя бы год на одну зарплату безвылазно пожить в обыкновенной российской квартире, походить на обыкновенную российскую работу и с обыкновенной российской зарплатой вернуться домой. Хотя нет, вру. Жить нужно как минимум лет 20. А лучше родиться. «Умом Россию не понять…». И Михалков это отразил лучше всех предшественников. «And Oscar goes to…»
Номер газеты