[ Портрет высокой культуры ]

Когда перестаёшь надеяться на то, что на полке с табличкой «Дагестанская литература» в книжном магазине найдёшь что-то одновременно интересное, качественное и полезное, такое непременно появляется. И вовсе не наша вина в том, что уже во второй раз за короткий промежуток автором такого явления становится Джамиля Дагирова. Директор Первой галереи. Если, конечно, среди наших читателей ещё остались те, кому это имя неизвестно.

«Культурный портрет» трудно назвать книгой. Книгой в привычном значении этого слова. Это самый что ни на есть проект. Проект Первой галереи и Музея современного искусства. Легче сказать просто – проект Дагировой, потому что и музей, и галерея, и проект – это всё она.  Собирала авторов, составляла список героев, утверждала макет и тексты, курировала проект в СМИ. Полное его название: «Деятели культуры и искусства Дагестана 19–21 вв. в изобразительном искусстве и литературе». Нужно расшифровать. «О писателях, поэтах, искусствоведах, художниках и народных мастерах, музыкантах, композиторах, исполнителях, актёрах и режиссёрах рассказано посредством изобразительного искусства (жанр портрета) и текста о герое…», – говорится в аннотации. Недостаточно.
Концепция «Портрета» появилась ровно пять лет назад, в 2004-м. Идея состояла в том, чтобы собрать в одном альбоме, в одной экспозиции «культурные портреты» Дагестана. «Не просто рассказать о Культурном Человеке (читай – «человеке высокой культуры»), но и взглянуть по-новому на уже известные факты истории, переосмыслить их, а порой и переоценить». Теперь яснее. Продолжим.
«Портрет и текст – вот составляющие идеи. Мы делаем попытку раскрыть личность через живописный и вербальный язык». Так-так. «В этом принципиальное отличие данного проекта от других, в основе которых также лежат биографии известных людей. Ведь биография с перечнем заслуг и фотография рядом – это слишком мало. За сухими фактами, официальными данными трудно уловить обаяние и индивидуальность личности. Порой отдельный эпизод, один-единственный поступок говорят о человеке куда красноречивее, чем длинный перечень правительственных наград, которых он когда-то был удостоен». Понятно.
А что мы имеем на деле? Очень стильный альбом портретов и текстов: 52 персоны, 35 художников, 26 авторов литературных текстов. Среди героев – Расул Гамзатов, Фазу Алиева, Юрий Августович, Бурлият Ибрагимова, Магомедмирза Мавраев, Эдуард Путерброт, Алибек Тахо-Годи, Ширвани Чалаев, Анатолий Ягудаев, Мурад Кажлаев. Среди авторов – Расул Гамзатов, Хаджи-Мурад Доного, Светлана Анохина, Полина Санаева, Олег Санаев, Влада Бесараб, Магомед Кажлаев…
Ну и что?.. Такой серьёзный авторский состав выступает как дополнительный бонус проекта. И главы о том же Расуле Гамзатове или Жанне Колесниковой – уже не просто грамотно написанные статьи, но тексты с самостоятельным звучанием и значением. Интересные тексты.
Главное. Пафос – не самое лучшее средство для того, чтобы отметить что-то и в самом деле качественное и нужное. «КП» – один из таких проектов, и нужность его не только и не столько в том, что под одним твёрдым переплётом собраны 52 знаковые для дагестанской культуры персоны, сколько в самой попытке очертить круг этих людей, обозначить главные ориентиры, своего рода пунктики дагестанской культуры. Важно ещё и то, что проект не закончен и 160 портретов, найденных для изучения ещё на самом его старте, ждут своей очереди.
И мы… Нам приятно, что почти полгода перед изданием альбома проект продолжала наша газета, и за это время мы услышали о «Культурном портрете» множество положительных откликов. А это верный признак того, что проект состоялся.  
В заключение. Не в заключении, но в аннотации целевая аудитория проекта очерчена так: «Предназначено для всех интересующихся историей культуры и искусства Дагестана». Хочется верить, что привычное «для широкого круга читателей» тоже не стало бы большой ошибкой.
Номер газеты