[ Попкорн, кола и кара небесная ]

2 апреля первый снятый за долгий промежуток некомедийный дагестанский фильм появится в кинопрокате. Семейную мелодраму режиссёра Ибрагима Атаева «Небесная кара» я уже посмотрела. Не завидуйте, сейчас всё расскажу.

Закрытый показ, почти как у Гордона, прошёл в Национальной библиотеке. На него пригласили журналистов и представителей Союза кинематографистов республики, чтобы по итогам просмотра фильм обсудить.
Достаточно большой экран, темнота, удобные кресла и наполненность зала создавали впечатление кинотеатра. Впечатлению, в общем, ничто не мешало. И, оставшись с новой мелодрамой один на один, неслучайные зрители смогли в полном объёме оценить практически все художественные и технические достоинства фильма.
Впрочем, я и до показа о многом догадывалась. О том, что название непременно скажется на уровне картины. О том, что фильм обязательно обретёт финансовый и все другие успехи. О том, что актёрская работа будет хромать на обе ноги. Так и получилось, вот только параллельно с этим фильм продемонстрировал сразу несколько уж никак не ожидаемых вещей.
По порядку.
Ну, во-первых, сюжет (а он у фильма на удивление есть) оказался интригующим и нескучным. Авторы объясняют это пафосными категориями про то, что «практически основано на реальных событиях», но мы-то знаем, что никакие реальные или вымышленные события, положенные в основу сценария, не делают фильм интереснее – нужно другое. И если не талант, то хотя бы интуиция, а она у Атаева хорошая. Потому что… и это – во-вторых, фильм получился совсем не художественный. Вымысел – есть, актёры – играют, а вот фильм – не художественный, хоть убейте! Потому что и дагестанская семья шведского типа с двумя жёнами и одной любовницей, и шаблоны: жена – серая мышь, любовница – дитя разврата, и очереди за приворотами, снадобьями, гаданиями, и стереотипы, поглотившие обычаи, – всё это отсюда, из этой Махачкалы, с этой «двадцатьшесть» и этого «икспятого». И проходит год, проходит пять и снова пять (появляются на экране титры), а ничего ни в фильме, ни в реальности не меняется. И этот румынский гарнитурчик, и этот хинкал, и этот скромный домашний халатик как удобная и такая привычная замена всему настоящему. В рамках фильма – настоящему творчеству. За рамками – настоящей жизни.  
И вот эти 740 тысяч рублей бюджета, заявленного авторами фильма, конечно, средства не большие. На «Пиратов Каспийского моря», конечно бы, не хватило. А вот на «Все умрут, а я останусь» (как у Валерии Гай Германики) было бы в самый раз. Потому что не бюджет, не маститый актёрский состав и тем более не «социальная значимость проекта» делают фильм хорошим. Ровно так же, как и слова председателя Союза киноматографистов Магомеда Сулейманова о том, что «если оценивать фильм профессионально, то его, конечно, нельзя выпускать на большой экран», никак не повлияют на будущую народную любовь к «Небесной каре». Слишком уж этот фильм похож на предыдущий хит продаж – «Зухру и Фатиму». А если уж объективно, то дагестанское детище даже немного лучше. Приятного просмотра!
Номер газеты