При рассмотрении положения лезгин, аварцев и цахурцев Азербайджана встают три проблемы. Во-первых, отсутствие сколь-нибудь достоверной информации о реальной ситуации в районах, где проживают эти разделённые народы.
Вот по ситуации в Закатальском и Белоканском районах Азербайджана, где они проживают, практически есть всего два источника информации. Это, с одной стороны, дагестанские СМИ. Причём это в основном негосударственные ресурсы, в которых опять-таки негосударственные журналисты и энтузиасты много пишут о проблемах этих народов.
С другой стороны, есть, конечно, и азербайджанские СМИ, которые пишут о том, что в этих районах всё хорошо. Правда, из их текстов тоже иногда проглядывает, насколько «хорошо» там живётся этим народам. Пример тому, как официальное азербайджанское агентство написало об отстранении от работы в мечети одного аварского имама в Закатальском районе.
В этой заметке было написано, что он был представителем секты Накшбанди, являющейся одним из радикальных ответвлений ислама. Это при том, что Накшбандийский тарикат в Дагестане – самое лояльное властям направление суфийского ислама.
Вторая проблема – это проблема открытия новых переходов через российско-азербайджанскую границу. Третья проблема касается аварского анклава уже не в Азербайджане, а в Грузии – на территории Кварельского района. Это проблема политического использования проблем разделённых народов грузинским руководством, отличающимся не очень пророссийской позицией.
Все эти перечисленные выше народы – лезгины, аварцы и цахурцы – считают Азербайджан, наряду с Россией, частью своей некогда единой родины. Кроме того, даже тогда, когда проблемы азербайджанских дагестанцев совершенно не интересовали российских и азербайджанских политиков и дипломатов, эти проблемы составляли заметную часть политической «повестки дня» в Дагестане.
Spektr.info, К. Казенин, 16.01. 2012 г.
- 2 просмотра