[ За Зайцевым погонишься… ]

В минувшее воскресенье завершил свою работу ежегодный конкурс молодых модельеров «Кавказский стиль – 2007». Гвоздём программы стал, конечно же, приглашённый организаторами в качестве председателя жюри известный российский кутюрье Вячеслав Зайцев. Так получилось, что «гвоздь» затмил собой весь фестиваль, перетянув на себя внимание как организаторов с участниками, так и зрителей, готовых платить по пятьсот рублей только за возможность поглазеть на мэтра отечественной моды…

Zaitsev-класс

Субботним вечером к зданию Национальной библиотеки подтягивались стайки изящно одетых девушек. Здесь, как было заявлено в афише, знаменитый модельер

Вячеслав Зайцев должен был провести мастер-класс… И он появился! Вопреки пессимистическим предсказаниям скептиков! Появился и пронёсся в центр зала под аплодисменты зрителей, словно сошедший с экрана телевизора, как всегда элегантный, в парчовом сюртуке и слишком смелых для наших краёв лосинах.

Пока присутствующие приходили в себя от осознания, о том, что вот он – рядом, настоящий, – небожитель Зайцев разрушал этот психологический барьер, рассказывая о себе, когда-то простом и наивном ивановском пареньке, неуклюже пытавшемся произвести впечатление на своего преподавателя по истории костюма.

Надо отдать ему должное, модельер позаботился, чтобы разнообразить мастер-класс: привёз запись своей последней коллекции, которую зрители под комментарии самого кутюрье смогли просмотреть на DVD-проекторе. Это оказалось самой увлекательной частью вечера, так как последовавший за демонстрацией записи мастер-класс был предназначен в первую очередь профессионалам, которые, обступив модельера плотным кольцом, мешали что-либо рассмотреть остальным зрителям. Взяв два полотна обычной бязи и скрывшись в толпе, Зайцев вынырнул оттуда уже с раскроенной блузой и оригинальной юбкой. Лихо накалывая свои произведения на манекен, кутюрье объяснял, что он демонстрирует сейчас метод муляжирования.

Мэтр без штанов

На следующий день мэтру показали Дагестан, который для удобства был ужат до двух музеев, одного вуза и одного города – Дербента. Столь насыщенная программа привела к тому, что почётный гость как угорелый носился по этим объектам, окружённый толпой восторженных барышень, снимающих его на мобильники с разных ракурсов, а свита организаторов его подгоняла: «Скорей! Скорей! А то не успеем вернуться из Дербента…».

Отдельное слово о мобильниках: уже на следующий день вся республика была в курсе, что гость, ничуть не смущаясь, щеголял ногами, обтянутыми лосинами с фирменным логотипом «Zaitsev». Добрая половина дагестанцев теперь способна предъявить свидетельство такой имиджевой раскрепощённости, запечатлённое в «цифре». Впрочем, подобного туалета от человека, который на протяжении многих лет эпатировал СССР, конечно же, ждали. Но вот к его общительности, открытости и готовности фотографироваться с любым, кто встанет рядом, публика оказалась не готова. Мы настолько привыкли к чванству своих и заезжих кумиров (неважно – эстрадных, политических или спортивных), что зайцевская простота как-то обескураживала.

За всей этой беготнёй даже подзабылось, что Зайцев приехал вообще-то по поводу фестиваля «Кавказский стиль». К моменту начала гала-показа казалось, что, наоборот, весь этот конкурс затеяли ради того, чтобы заманить Зайцева в Махачкалу. Хотя заманился он, само собой, не бесплатно: в кулуарах называлась сумма в пять тысяч долларов, которую пообещали модельеру за этот приезд. Несмотря на гонорар, кутюрье не стеснялся откровенно критиковать всё, что ему не нравилось.

Этника как алиби

А критиковать, надо заметить, было что… Молодые модельеры, словно все разом осознав, что этнические элементы – это всегда выигрышно, бросились их вовсю эксплуатировать. На гала-показе было несколько таких коллекций: аляпистая «Праздник платья къабалай» студенток Политехнического колледжа Динары Саидовой, Наиры Сухраевой, Мадины Халидовой, авангардный «Горский ренессанс» Алиды Заирбековой из инженерно-педагогического института ДГПУ и некоторые другие. Где-то этника использовалась к месту и со вкусом – то знакомый орнамент деликатно оплетает талию модели («Моя легенда» Аматулы Газимагомедовой), то этот же узор рисуется простёжкой красивых курточек («Зима не за горами» Элины Карахановой, ХГФ ДГПУ). Но и эти коллекции потонули в общей массе китча, а порой и вовсе откровенной безвкусицы. Иногда казалось, что некоторые авторы и слыхом не слыхивали о таких понятиях, как цветовая целостность, пространственное решение композиции, образ коллекции.

То, что «коллекцией» не единожды назывался комплект разношёрстных платьев, напомнило первые годы «Кавказского стиля», когда о каком-либо уровне мастерства говорить было рано, но зато от амбиций участников накалялись стены выставочного зала «Ди-арт». Однако ностальгия ностальгией, но она оказалась не настолько сильна, чтобы закрывать глаза на инфантильность и незрелость участников «Кавказского стиля – 2007» (кстати, девятого по счёту).

Похожие эмоции испытывал и председатель жюри Вячеслав Зайцев. Наблюдая за происходящим на сцене, он время от времени вздыхал, сокрушённо качал головой и приговаривал: «Слабо… слабо…». Причём это мнение позже он повторил журналистам.

Да, конечно, слабо! А как оно должно было быть, если организаторы выпустили на гала-показ все двадцать коллекций, несмотря на то, что двумя днями ранее в результате отборочного тура многие из них были отсеяны как несостоятельные? Для чего это было сделано? Очевидно, для того, чтобы придать веса шоу (пусть и в ущерб эффектности) и оправдать запрошенные за билет деньги.

Попали под раздачу

Стоит напомнить, что по количеству номинаций «Кавказский стиль» может поспорить даже с каким-нибудь кинофестивалем. В прошлом году их было одиннадцать. В этом чуть меньше – девять, не считая Гран-при и специальных призов от спонсоров. Так что без диплома ушли единицы.

Учитывая, что жюри пришлось выбирать между коллекциями слабыми и очень слабыми, даже предположить было трудно, кому достанется первое место. Тем не менее присуждение Зайцевым Гран-при коллекции «Солнце в гнезде орла» Зады Гасановой повергло всех в шок. Никто не разглядел в комплекте спецодежды для монтажников и кокетливых комбинезончиках дорожных ремонтниц фаворита. И хотя нельзя отказать этой коллекции в пресловутых цветовом единстве и цельности композиции, но непонятно, каким образом эта цельность отражается в названии. В цветовом решении моделей есть оранжевый цвет, очевидно символизирующий солнце и… И всё! Орлами и не пахнет.

Но Зайцев, остановив свой выбор на коллекции без гламура, блеска и набившей оскомину этники, напомнил, что уникальное декоративно-прикладное искусство, доставшееся нам в наследство от предков, это, конечно, хорошо, но помимо этого надо ещё и шить уметь. Что нельзя забывать: любой дизайнер должен быть прежде всего обыкновенным портным, способным создавать одежду, которую будут носить обыкновенные люди.

P. S. Он улетел и даже не обещал вернуться. Молодые дизайнеры остались. С ценным советом повышать мастерство и равняться на Шамхала Алиханова, но с нулевой перспективой добиться на этом поприще успеха. И дело тут не в наличии или отсутствии таланта, а в том, что мы слишком зациклены на себе: на своём менталитете, на своём декоративно-прикладном искусстве, да и на своих конкурсах… ]§[

Номер газеты