[ портал ]

[В грёзах] Всё-таки «очкарик» и «ботаник» – это две большие разницы. Такие же далёкие друг от друга, как мировой кинематограф и первый дагестанский экшн «Во сне и наяву». Вот поэтому и стою я перед дилеммой: рассматривать этот фильм как вклад в историю российского кино или как результат удачно приложенной энергии?

Если ставить это «произведение» в один ряд со всякими затрапезными боевиками, где и герой круче варёных яиц, и пули летят очередями, и взорванным машинам нет числа, то фильм, конечно, полный отстой. Но не всё так просто в «датском королевстве». Люблю я, понимаете ли, когда народ предпочитает копошиться, возиться и что-то там стряпать, нежели просто семечки у подъезда лузгать. Поэтому вместо того чтобы прикинуться серьёзной тётенькой и раскритиковать творение в пух и прах, постараюсь просто указать на некоторые ошибки, в которых, уверена, признаются и сами создатели фильма.

Ну, во-первых, у меня есть претензии к сюжету. Борхес, кажется, говорил, что их вообще три или четыре всего, а остальное лишь вариации. Здесь, видать, имеет место вариация на тему «Ромео и Джульетты». Только Ромео – форменный неудачник с прогрессирующим комплексом неполноценности, что и порождает сюжетную линию помимо любовной. «Это рассказ о том, как самый обычный ботаник с помощью силы воли может достигнуть любых вершин» – заявлено во флаерсе. Ха! Как бы не так! Это рассказ об Иванушке-дурачке дагестанского пошиба, которому всё готовенькое подавай, который и пальцем не пошевелит, чтобы предпринять какие-то активные действия, который способен только на дурацкие подростковые мечты. И силой воли тут даже не пахнет. Размазанный примитивный сюжет мог бы спасти удачно подобранный жанр. Но то, что на многочисленных баннерах обозначалось не иначе как комедийный боевик, на поверку оказалось чем-то средним между «Очень страшным кином» и «Разными песнями». С первым фильм роднит обилие цитат из нашумевших блокбастеров, со вторым – большое количество юмора в духе «Островка» и «Годекана на колёсах».

Во-вторых, противный совсем получился этот Ботаник. Слюнтяй, который совсем зарвался и которому на протяжении всего фильма хочется надавать по шее. Ну не вытянул парень эту роль. На его фоне остальные герои смотрятся очень мило – и Друг с мимикой мультяшки, и добрый Репер, и даже мечущаяся между братом и возлюбленным героиня. Удался, на мой взгляд, персонаж по имени Босс – гангстер с филигранной бородкой. Но не стоит спешить с признанием актёрских талантов исполнителя, потому что это роль, которую примеряет на себя каждый пацан перед зеркалом в ванной.

Наверное, «Во сне и наяву» это как раз тот случай, когда инициатива не наказуема, а поощряема. Потому что такой фильм забабахали не околопрофессионалы и не набившие оскомину КВНщики, а простые ребята с политеха. Хоть это и не «Дневной дозор», конечно, но спасибо, что акцентом не злоупотребляли и национальностями не спекулировали. ]§[

Номер газеты