[ Мориэль, нолдиэ из Дагестана ]

Они собираются небольшими группами, заранее договариваясь в сети о месте и времени встречи. Садятся в автобус и едут за город, может, совсем недалеко, но главное – подальше от людских взглядов и внимания, на лоно природы. Разгружая рюкзаки с едой и одеждой, они придумывают себе каждый «историю» (легенду) и, облачаясь в подготовленные костюмы, начинают игру. И такими их не знают даже родные, на полигоне нет привычных связей. Здесь другая жизнь, другая история, другой мир. И главное – умение вписаться в него, не заблудиться, ведь ты в роли любимого персонажа, теперь ты точно поймёшь, каково это – быть хоббитом или эльфом.

Взять интервью у ролевика, пожалуй, сложнее, чем попасть на саму игру. Но мне повезло. В этом году в Москву на игру ездила махачкалинка, пожелавшая остаться под именем своего персонажа. Надеюсь, что знакомство с Мориэль станет для вас таким же интересным, как и для меня.

– Когда ты впервые узнала о ролевых играх?

– О существовании таких игр я узнала достаточно давно, лет в 12, от школьной учительницы по литературе, которая сама увлекалась Толкиеном. В нашем городе существовал даже клуб толкиенистов-ролевиков, один раз они приходили к нам в школу – рассказать о себе. Но вскоре после этого мы переехали в Дагестан, и тут у меня уже не было возможности пообщаться с «единомышленниками». Знакомство с фэндомом состоялось только через интернет, получается, примерно через восемь лет…

– В какой игре тебе довелось принять участие?

– Мы отыгрывали один из самых трагических моментов истории Средиземья – падение Гаваней. Этот эпизод описан в эпосе Толкиена «Сильмариллион». Пересказывать довольно долго, основной сюжет сводится к братоубийственной войне между эльфами. Одна команда играла жителей Гаваней – большого процветающего города, другая команда этот город штурмовала. Штурм сопровождался достаточными жертвами с обеих сторон, и всё закончилось довольно грустно. В общем, все умерли.

– Кого ты играла?

– Я играла жительницу Гаваней, Мориэль из Гондолина (Гондолин, кстати, упоминается у Толкиена ещё в «Хоббите»). Она была из эльфийского племени нолдор, занималась вышиванием и резьбой по дереву. Судьба у неё была достаточно трудная – благо, история Средиземья сама по себе трагична. В Гаванях она пыталась жить мирной жизнью и потихоньку растила дочь своей погибшей подруги, девочку с довольно буйным характером.

– Сложно было играть Мориэль?

– Нет, она была неразговорчивая, замкнутая, и в этом мы с ней очень похожи, так что я легко вжилась в образ.

– Сколько человек было на игре?

– Судя по списку на автобус, около 90 человек, хотя точно сказать не могу.

– Как ты узнала о «Падении Гаваней»?

– Так вышло, что моя поездка в Москву в гости совпала со временем проведения игры, и одна из подруг предложила мне поучаствовать. Это была моя первая игра, и я по сути ничего не знала и не умела… Мне даже прислали платье, которое нужно было разве что вышить, и с этим я более или менее справилась. Написала квэнту персонажа, отослала заявку мастерской группе, и меня приняли.

– Как проходила игра?

– Сама игра началась в пятницу вечером и закончилась в субботу вечером, т. е. 19-20 августа. Некоторые команды приезжали раньше, чтобы обустраивать полигон – «построить» Гавани, сколотить ворота и крепостные стены (часть стен обозначили тканевыми выгородками), построить лучную галерею, соорудить «дворец» и трон... Точно такая же работа шла в лагере феанорингов – команды, которая нас штурмовала, с той небольшой разницей, что у них поселение строилось по типу военного городка. В пятницу заехали мы, помогли «доделать» Гавани, а вечером уже началась игра.

Говоря об игре, надо разграничивать два понятия – «по игре» и «по жизни». Поигровые ситуации – это ситуации, в которые попадает персонаж. Пожизневые – реальные ситуации, с которыми сталкивается игрок. Допустим, если по игре Гавани голодают, это не значит, что игроки должны голодать по жизни.

– Тяжело было вжиться в роль?

– Вжиться в роль не так тяжело, тяжелее оставаться в ней, т. е. не переходить с состояния «по игре» в «по жизни», потому что и пожизневого общения на полигоне бывает много – кому-то надо помочь с костюмом, у кого-то могут возникнуть проблемы со здоровьем… Для проблем со здоровьем, кстати, у нас имелся полигонный врач.

– Как ты думаешь, почему люди участвуют в этих играх, приезжают специально для этого из других городов, как и ты?

– Да там масса людей была из других городов, кто-то приехал даже из Нью-Йорка именно для того, чтобы прожить какой-то кусок времени за любимого персонажа. Для меня это сравнимо с состоянием актёра. Актёр хочет сыграть какую-то роль, возможно, для него она станет ролью всей жизни, и это вполне нормально. Мне точно так же хочется сыграть кого-то из персонажей Толкиена. Единственная разница – я сделаю это не для публики и не для зрителей, а для себя и для своих партнёров по игре.

– То есть человек сродни актёру, и каждый кого-то играет?

– Нет, ведь не все люди – ролевики.

– Те, кто играют, – это определённая категория людей – ролевики? И ролевики они не только на полигоне, но и в жизни?

– Да, ролевики, отсюда и ролевые игры. Я не совсем понимаю, что значит «ролевики в жизни». В жизни это абсолютно нормальные люди, которые не заигрываются и не продолжают свою роль воплощать уже вне полигона (отклонения, конечно, бывают, но где их нет?). Игра идёт на полигоне. Вне полигона – продолжается нормальная человеческая жизнь.

Совершенно не обязательно играть прописанного персонажа – их у Толкиена не так много, да и потом, речь идёт о королевствах, кто-то должен отыгрывать и рядовых жителей. Это ничуть не менее интересно. Главное – вписаться в сюжет.

– Что происходило с твоей героиней за всю игру?

– У меня была наблюдательная позиция: моя воспитанница, которую я воспринимала скорее как младшую сестру, была достаточно буйного характера, мне приходилось за ней следить, что-то ей объяснять. Честно говоря, я полагала, что меня убьют – по игре, конечно, но в самом бою я не участвовала, а мирных жителей трогать не стали. Детей нашей королевы (она бросилась в море) забрали, но разрешили всем желающим пойти с ними. Моя героиня пошла, и игра для неё закончилась тем, что надо было в очередной раз строить свою жизнь заново.

– Твои впечатления от всего происходящего на полигоне?

– Минусов как таковых я не нашла в самой игре. Было хорошо, я очень хотела попасть на игру, и вот, наконец, это свершилось. Возможность смотреть на мир иными глазами – это здорово. Правда, было немножко не так, как мне представлялось. Ещё одно событие меня здорово огорчило – на игру не приехала девушка, с которой я делала основные завязки, с ней я планировала играть больше всех. Это меня не порадовало. Но, в принципе, в остальном всё было хорошо, даже здорово.

– Если ещё раз представится возможность поиграть, то какой мотив ты выберешь, какой эпизод?

– Вариантов много… На данный момент есть две любимые роли, которые я уже отыгрывала «по сети». Одна – роль очень талантливого менестреля, королевского советника, влюблённого, причём без взаимности, в дочь короля. Обстоятельства сложились так, что он дважды предал свою возлюбленную, потерял её навсегда и покинул родные места. Другая роль – «обаятельный злодей». На самом деле очень трагическая личность, но со скверным характером.]§[

Номер газеты