[Пир вОвремя] «В современном искусстве полно эйфории – значительно больше, чем на вкладышах японских жвачек». Стас Шурипа И он прав. Все виды современного искусства – будь то кино или живопись, музыка или литература – буквально пронизаны ощущением безграничного счастья, больного даже какого-то. Эйфория во всём – она пробралась в моду и дизайн интерьера, она бродит по улицам, украшая всех и вся до неприличия несочетающимися, кричащими цветами.
В изобразительном искусстве началось это ещё в 60-е с появлением поп-арта. Объектом приложения творческой энергии художников становились покрытые мхом секс-символы прошлого и банки кока-колы. В 90-е Сильвия Флери, художница из Швейцарии, подарила миру кучу старых журналов «Гламур», превращённых ею в рэди-мейд. А потом раскрасила розовым лаком для ногтей Givenchy смятые в гармошку автомобили. И уж совсем превзошла себя, создав 2-метровую статую – символ новой Европы: голова мачо, переходящая в туфлю, этакий гибрид фетиша и фетишиста. Сальвадор Дали эйфорию заменял экстазом и создал серию работ под названием «Феномен экстаза». В наше время чудотворцем, создающим свой весёлый мирок, стал Франц Акерман, узрев эйфорию в глобализации. Его полотна – просто буйство красок в стиле диско. По-другому не назовёшь.
Не только идеи витают в воздухе. Легковесная эйфория раньше грузных идей добралась до Дагестана. Не самый любимый мой художник Тимур Мусаев тоже опробовал на себе влияние эйфории, которую не выразить легче, чем через поп-арт, и нарисовал на чёрном пакете всё, что пришло в голову.
В музыке лёгкая эйфория нашла на чрезвычайно популярную российскую группу «5`nizza», а в мире даже подчинила себе целое музыкальное ответвление – lounge. В литературе лёгкий экстаз правит норвежским писателем Эрлендом Лу, упрощающим жизнь до примитивности конструктора «Лего», а у нас свои законы диктует читателю Александр Генис с авторской «Сладкой жизнью», написанной в счастливой стране – Америке. Но всё это не выдерживает сравнения с главным литературным «эйфористом» – Остапом Бендером.
Гальяно, Диор и даже целомудренная Прада свои летние коллекции 2005-го сделали в духе мультипликационного восторга, ничуть не страшась быть не актуальными. В дизайне интерьера тоже правит хай-тек, который смешал серьёзные стили с эйфо-артом и жутко этим гордится.
И даже киноужастики перестали быть по-настоящему страшными. Теперь они запредельно смешные, очевидно, от того, что истерический смех близок истерическому плачу, и наоборот, а комедией уже никого не удивишь, поэтому для привлечения зрителя они становятся пошлыми.
Раньше карнавал как яркое проявление эйфории становился всеобщим modus vivendi на неделю, теперь – и недели нет без какого-нибудь сумасбродного шоу. Вам это что-нибудь напоминает? А пир во время чумы? Нет, скорее это пир вОвремя. Нельзя же вечно носить траурные одежды! ]§[
- 4 просмотра